— Я с детства мечтала об этой профессии, когда мы играли в школу, я всегда была только учителем. В нашей семье до меня педагогов не было, но моя младшая сестра пошла по моим стопам, она учитель русского языка и литературы. В школе мне нравится чувствовать себя нужной, что я могу научить чему-то важному, чего дети не знали и не умели, пока не побывали на моих уроках.

—  Сегодня учителя жалуются, что дети не такие, как десять или двадцать лет назад, — они требовательные, они привыкли к выбору, они настоящие продукты общества потребления. Вам не трудно с ними?

— Это все так, я бы еще добавила, что сегодня дети в правовом отношении очень подкованные. Они знают свои права и очень трепетно к ним относятся, но не всегда помнят об обязанностях. Они очень точно чувствуют профессиональную состоятельность педагога, и если учитель в своем предмете немного оступится, они обязательно это себе зафиксируют и потом будут этим манипулировать. Добиться уважения детей после этого очень сложно. Для школьников важно, чтобы педагог был профессионален. И для них важно, как учитель выглядит, как себя ведет. Они действительно потребители — они берут то, что нужно им. И не скрывают этого. Но на то они и дети — они на этом учатся, приобретают опыт. Как с ними справиться?

Многое здесь зависит от родителей. Если есть проблемы, то тут важно, чтобы родитель встал на сторону не ребенка, а учителя, чтобы вместе можно было исправить ситуацию. А если родитель рассуждает как ребенок — тут надо подбирать индивидуальный подход. Сейчас я классный руководитель 7-го «Г» класса, три года с ними.

Мужа и детей у меня пока нет, моя семья — это мой 7-й «Г», 25 учеников.

— У вас было конкурсное задание — классный час. Как оно прошло?

— Мне дали 10-й класс, а ребята выбрали тему «Жизненные ценности». Я попыталась использовать игровые моменты — мы провели игру «На что потратить жизнь». Ребята получили жетоны и попробовали сделать несколько важных покупок. А когда они все жетоны на материальные вещи потратили, оказалось, что есть еще и духовные ценности. На главное денег не хватило, и они об этом очень пожалели. «Вот и подумайте, — говорю им, — растратите жизнь на материальные блага, а близких и родных обидите». И они действительно задумались.

Кстати, мне достался класс пограничников (конкурс проходил в гимназии № 25). Когда входишь в класс и слышишь хор: «Здравствуйте, товарищ преподаватель!» — это очень впечатляет.

— В своей школе, помимо химии и биологии, вы еще преподаете основы религиозной культуры и светской этики. Это ваш выбор?

— Я человек верующий, поэтому мой модуль «Основы православной культуры» мне интересен. Как выяснилось, можно быть верующим человеком, но ничего о православии не знать. Узнавала вместе с детьми. Им, кстати, тоже интересно. Тут все зависит от того, как к занятию подготовиться. Если бы я сказала: открываем учебники, тетради, записываем тему урока — я не знаю, что бы было дальше. А мы с ними и играем, и церковные колокола слушаем, и в храм ходили, и притчи я им рассказываю. Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» состоит из шести модулей. Модуль выбирают родители. В моем классе, например, часть родителей выбрала основы православной культуры, а часть — светскую этику. Детей поделили на две группы. Если родители выберут три модуля — будет три группы. То есть тут никто никому ничего не навязывает. На мой взгляд, есть еще интересный модуль — «Основы мировых религиозных культур», он дает широкий кругозор.

— В школе вы только учите или сами чему-то учитесь?

— Это мой девиз — учиться у времени, в котором я живу. Когда я пришла в свою 12-ю школу, мои первые ученики были в 7-м классе, сейчас они в 11-м. Они росли, и я росла вместе с ними. Недавно мы вспоминали, как я впервые пришла, как пыталась утвердиться. И они только сейчас признались, что устраивали мне проверки. Сделают что-нибудь и смотрят, как я себя поведу: или начну кричать, или какой-то необычный воспитательный метод применю. Признались, что я все их проверки прошла. Они учат не унывать, они всегда юморят, с ними всегда чувствуешь себя моложе, свежее, мне кажется, я даже внешне меняюсь. Когда на тебя смотрят 30 пар глаз, ты не можешь позволить себе выглядеть плохо, уныло. Дети искренние и непосредственные, они всегда указывают на ошибки. Они всегда скажут: «Любовь Юрьевна, вот здесь вы несправедливы». И я к их критике отношусь с уважением. И на этом тоже учусь.