Вместе с преподавателем ученики моделируют реальные ситуации на дорогах.Вместе с преподавателем ученики моделируют реальные ситуации на дорогах.

На Дальнем Востоке амурская автошкола — единственная, получившая возможность централизованной подготовки водителей категории В среди учеников 9—11-х классов. Эта платная услуга вводится по соглашению Благовещенской объединенной технической школы ДОСААФ России с Министерством образования и науки Российской Федерации. Во вторник в областном центре прошло собрание руководителей благовещенских общеобразовательных школ, где им объяснили, каким образом и на каких условиях ученики смогут научиться вождению.

— По соглашению обучение смогут проходить лица, достигшие 16 лет. Школьников такого возраста в Благовещенске около 3000. Но, скорее всего, на курсы будут записывать только 10-классников, — предполагает начальник городского управления образования Светлана Аббакумова. — Поскольку в 9-х и 11-х классах у учеников слишком большая нагрузка — идет активная подготовка к школьным экзаменам.

В год планируется обучать 150—180 учеников. Из них будут формировать группы по 30 человек. Курс обучения составит 108 часов и не будет отличаться от традиционного. Теоретическая часть включает в себя изучение правил дорожного движения, основ безопасности, устройства и эксплуатации автомобиля.

Особое внимание педагоги уделят медицинской подготовке и конкретно практическим навыкам — научат подростков накладывать повязки, делать искусственное дыхание. 48 часов отводится на практику, во время которой ребята будут учиться вождению на автомобилях и закреплять навыки на специальных автосимуляторах.

— Из Москвы по этому проекту в благовещенский ДОСААФ уже пришли четыре легковые чешские «Шкоды Фабио» с механической коробкой передач и левым рулем — на них и будут тренироваться школьники, — говорит начальник НОУ Благовещенской ОТШ ДОСААФ Владимир Банышев. — Летом придет грузовик, и у ребят будет возможность получить и категорию С. Также автошкола для обучения школьников получила два автомобильных тренажера, наглядные материалы, плакаты, интерактивную доску, мультимедийный центр и 16 компьютеров.

Еще 2 часа из запланированных 108 уйдет на официальную проверку знаний. По закону экзамены сдаются молодыми людьми, достигшими 18 лет. Но в рамках соглашения с Минобразованием школьники могут сдать ПДД и вождение сразу после обучения — на базе ДОСААФа. А вот водительские удостоверения они получат в ГИБДД уже после совершеннолетия.

К слову, школьники и раньше могли обучаться в автошколах. Но данное соглашение делает этот процесс более удобным.

— Обычные ученики обучаются в нашей школе три месяца — занятия идут три раза в неделю с 8 часов. Но в работе со школьниками есть свои нюансы. Они не смогут посещать занятия так часто и в утренние часы. Поэтому принято решение, что ребята будут заниматься с 14 часов раз в неделю на протяжении шести месяцев, — пояснил Владимир Алексеевич.

Курсы вождения — платная услуга, и родители учеников должны будут заплатить за обучение полную стоимость.

— Стоимость категории В у нас самая минимальная в областном центре — 28 тысяч рублей, выплачивать можно будет помесячно. Дело в том, что мы не бюджетная организация и сами зарабатываем деньги, предоставляя услуги обучения, — затронул наболевший вопрос начальник технической школы.

Однако некоторые категории школьников смогут пройти обучение водительскому делу бесплатно, за счет автошколы — это дети-сироты, дети-инвалиды, которые по уровню допуска могут управлять транспортным средством, и дети из социально незащищенных семей. Их число, по условиям программы, не должно превышать 10 процентов от общей численности учеников.

На чем будут учить

Автомобильный тренажер позволяет закрепить навыки управления автомобилем и воспроизвести практически все условия реального вождения — вплоть до уличного шума. В автосимуляторе есть рулевая колонка, педали, рычаг стояночного тормоза, коробка переключения передач, регулируемое сиденье, монитор, датчики органов управления.

Мультимедийный комплекс с интерактивной доской позволяет на более высоком уровне изучать дорожные знаки, разметку, сигналы светофора, регулировщика и т. д. Тут же ученики учатся, как двигаться на различных перекрестках, действовать при возникновении внештатных ситуаций на дороге.

В благовещенском ДОСААФе имеется хорошая материально-техническая база. Сама школа, где проходят теоретические занятия, класс лабораторно-практических занятий, автодром, 60 учебных автомобилей, из которых 35 легковые. Недавно автопарк пополнился четырьмя новыми «Шкодами» — специально для школьников.

Вопросы директору от директоров

Владимир Банышев

Начальник благовещенской технической школы ДОСААФ России:
 
— Когда дети могут приступить к занятиям?

— С первого дня четвертой четверти — 2 апреля.

— Если от одной школы не наберется целая группа, как будут обучаться дети?

— Тогда группы будут смешанные, из разных общеобразовательных учреждений.

— Из чего складывает цена, ведь вы получили машины и тренажеры бесплатно, по проекту?

— Стоимость курсов формируется из наших затрат. Во-первых, это затраты на ГСМ. Во-вторых, установка полученного оборудования, ремонт учебных классов, доставка автомобилей, их регистрация, постановка на учет. В-третьих, обслуживание машин и зарплата педагогам.

— Обучение выпадает на летние месяцы. Не исключено, что некоторые ребята уедут с родителями в отпуск. Как будет складываться их обучение?

— Летом мы распределим учеников по группам — те, кто останется в Благовещенске, будут продолжать обучение. Остальные вернутся к учебе в сентябре.

— Нужно ли школьникам проходить перед курсами медкомиссию?

— Они должны будут пройти ее до практических занятий по вождению. Медкомиссию школьники проходят в детских поликлиниках бесплатно, действует она три года. Лучше сразу оформите ее на две категории — В и С.