Нет документа — долой фонарь и номера.Нет документа — долой фонарь и номера.

13 апреля вступили в силу поправки в Правила дорожного движения России. И журналисты вместе с сотрудниками ГИБДД отправились в совместный рейд — проверить, сколько благовещенских таксистов нарушает закон.

«Отстаньте от меня!»

«Добрый день, инспектор дорожно-патрульной службы Александр Хороших. Предъявите ваши документы», — именно так начинался разговор представителей бригады дорожного патруля с таксистами. Через несколько минут большая часть водителей уже стаскивала «шашки» с крыш и снимала номера. Затем — протокол, и машина отправляется на базу до разбора обстоятельств в местном отделении ГИБДД.

— Ой, отстаньте от меня. Просто уйдите, — отворачивается от диктофона водитель такси «Твое». От более крепких выражений его, кажется, удерживает лишь тот факт, что журналист — девушка. Это вторая машина за десять минут, что мы стоим на дороге.

Таксист первого автомобиля с шашечкой — «Фаэтона» — только что с гордостью продемонстрировал нам разрешение на коммерческую деятельность. К нему у полицейского не было претензий.

Чего не скажешь о водителе «Твое». В ответ на просьбу показать разрешение он принялся убеждать инспекторов, что документы все есть. Но только в офисе. Итог — штраф за незаконное нанесение цветографической схемы такси пять тысяч рублей, штраф за незаконную установку опознавательного фонаря на крыше — столько же. И последние пять тысяч — за перевозку пассажиров без соответствующего разрешения. После этого инспектора изымают фонарь с крыши (его передадут в суд как вещественное доказательство), у водителя забирают права и номера автомобиля. Больше на такой машине пассажиров развозить не будут.

Драконовские меры

Багажник патрульной машины потихоньку наполняется «шашками» и номерами. Несмотря на то что новые правила работы такси Правительство России начало внедрять еще в апреле прошлого года, многие водители до сих пор не знали, что обязаны предъявлять патрульным специальное разрешение — оно выдается на каждую машину предприятия такси.

— Ну, я вроде слышал, что новые правила будут. Но руководство никаких распоряжений не давало, — пожимает плечами очередной таксист. Лишение машины его не слишком огорчает: автомобиль принадлежит фирме. Однако после озвучивания суммы штрафа, который выписывают непосредственно на водителя, мужчина начинает живо интересоваться нововведениями.

— Согласно изменениям в Правилах дорожного движения, вы не имеете права без специального разрешения управлять автомобилем, на котором есть цветографическая схема такси и фонарь с шашечками на крыше, — объясняет незадачливому водителю старший инспектор ДПС Благовещенска Валентин Мищенко. — Как вы знаете, до 1 января этого года все предприятия такси должны были получить специальное разрешение на коммерческую деятельность в министерстве экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области. На тех, кто продолжает работать без разрешения, мы оформляем протоколы и запрещаем эксплуатацию транспортного средства до устранения причины нарушений.

Негодование водителей можно понять. О разрешающих документах не позаботился директор, а штраф выписывают непосредственно тем, кто сидит за рулем. Правда, руководство предприятия тоже получает штраф за каждый протокол. Однако суммы этих штрафов намного выше: от 20 до 500 тысяч рублей.

Надо, Федя, надо

Если оштрафованные водители возмущались нововведениями и называли их «дуростями» и «настоящим цирком», то те, кто прошел процедуру аккредитации, придерживаются совсем другого мнения.

— Оформить разрешение на самом деле не так уж сложно, если ты работаешь, не нарушая закона. У нашей фирмы на подготовку документов ушло два дня,— комментирует директор такси «Маруся» Валерий Онищенко. — Но, выплачивая налоги, мы хотим иметь нормальные условия работы, цивилизованный рынок. А нелегалы подрывают этот бизнес. Они не несут прописанных государством расходов, но при этом «оттягивают» часть клиентов. Работать в таких условиях очень сложно. И регулировать этот вопрос должно государство с помощью сотрудников ГИБДД. Вроде бы и штрафы ввели серьезные. Однако пока на наших дорогах еще очень много «бомбил».

— Знаете, первые два дня, после того как мы начали проверять разрешения, оштрафованных таксистов было около половины. Сегодня соотношение «нелегалов» к официальным извозчикам стало примерно 40 на 60, — отмечает инспектор ДПС Благовещенска Александр Хороших. — Но учтите, мы можем штрафовать только движущиеся автомобили. Закон не предусматривает наказание для «бомбил», стоящих вдоль дороги или около торговых и развлекательных центров.

Через три с половиной часа мы, выслушав множество мнений водителей такси о новых правилах, отправились домой. В это время инспектора разбирались с очередным водителем такси, который был не только без разрешения, но и без водительских прав, положенного утреннего медосмотра да еще и в состоянии алкогольного опьянения. Видимо, даже угроза «бить рублем» пока не слишком пугает амурских «бомбистов».
О том, почему нелегалы не хотят выходить из тени, поднимется ли и на сколько стоимость поездки в такси, а также почему некоторые фирмы даже при желании не могут стать официальными перевозчиками — читайте в следующем номере АП.

Возрастная категория материалов: 18+