Все дети по природе своей — любознайки.Все дети по природе своей — любознайки.

Умение читать — не показатель

Как подготовить ребенка к школе, чтобы он был успешным учеником?

— Родителям не надо брать на себя функции школы, которая будет обучать детей разным предметам. Задача родителей — развивать детей в соответствии с их возрастом. Ребенок должен уметь выразить свою мысль, иметь достаточный словарный запас, чтобы сформулировать предложение. Пусть ваш малыш рассказывает сказки, наблюдает и называет то, что он видит вокруг. Научился он читать или нет — это не показатель будущей успешности в школе. Хорошо говорить, наблюдать и сравнивать, выделять главное или второстепенное — гораздо важнее. Научить читать учитель его сможет в течение двух-трех четвертей первого класса. Если ребенок приходит в школу читающим, это тоже неплохо. И не надо бояться, что такому ученику будет скучно, потому что учитель, готовясь к каждому уроку, видит перед собой детей и предлагает им разноуровневые задания. Кто не умеет читать, будет знакомиться с буквами, обозначающими звуки, кто умеет немножко читать, будет заниматься слоговым чтением, а кто уже хорошо читает, будет читать дополнительные тексты.

Лепим, творим, малюем

Чем нужно позаниматься с будущим первоклассником весной и летом, чтобы ничего не упустить?

— Если говорить о психологической подготовке — займитесь развитием памяти. Это может быть тренировка механической памяти путем заучивания стихов. Можно потренировать зрительную память: возьмите газету или книгу, найдите определенную букву и попросите ребенка найти эту же букву в строчках или в других книгах. Если ваш ребенок так называемый молчун, приучайте его к говорению. Лето — возможность для прогулок, когда малыш получает много новых впечатлений и может ими делиться. Едете в троллейбусе — за окном много непохожих зданий, разных людей, интересных машин. И если ребенок будет все это замечать, называть и сравнивать, он постепенно научится выражать свои мысли.

Развивайте мелкую моторику рук — можно выкладывать мозаики, лепить, девочкам можно дать первоначальные навыки шитья. Даже то, что дети лепят из песка на пляже, уже здорово. Эти прихлопывания, придание формы развивают руку. Раскрашивание — тоже хорошо.

Но родителям надо обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш. Рука должна лежать на столе естественно, не выгибаться в ту или иную сторону.

Каллиграфичному написанию букв дома учить не стоит. Размер, наклон, форма буквы имеют свои особенности, и не все родители владеют профессиональными навыками. И потом, каждая программа немного по-разному оформляет прописные буквы. Поэтому лучше пусть каллиграфии дети учатся в школе.

Математические навыки надо развивать не механически, а применительно к жизни. Если ваше дитя сможет посчитать, сколько ему лет, сколько тарелок стоит на столе и сколько их будет, если к ним добавить еще несколько штук, — этого достаточно. Меня удивляет, когда родители говорят: мой ребенок готов к математике, он считает до ста и обратно. Но на самом деле это стихотворение, а не математика — ребенок просто-напросто механически запомнил последовательность цифр.

Сюрпризик в тетрадке

Почему в начальной школе не ставят отметки?

— Наша беда в том, что оценки начинают ставить уже в школах раннего развития. Приходит потом в нашу школу такой ребенок и говорит: а я за это уже получил пятерку! И нам потом перед ним приходится выкручиваться, объяснять, что его пятерка — как бы не совсем пятерка, а для настоящей пятерки надо еще очень-очень постараться. В течение первых полутора лет обучения мы не ставим традиционных отметок, но используем свою систему поощрений, у меня это штампы-сюрпризики. Если ребенок постарался на уроке, в его тетрадке появится сюрпризик. Например, вчера он выполнил задание не очень хорошо, а сегодня — молодец.

Я даю словесную оценку его работе, хвалю, но ребенок должен и домой что-то принести, родителям показать подтверждение, что он на уроке постарался. Пусть по сравнению с кем-то его работа — полные каракули, но если он вчера выходил за три строчки, а сегодня за две — он уже заслужил сюрпризик. А если еще лучше постарается, то завтра в его тетрадку тоже придет сюрпризик. Пусто в тетрадке — значит не постарался.

Практика показывает, что это хороший стимул. Если какой-то трудный ребенок не делал домашнее задание и вдруг сделал, пусть неправильно, но сделал, за это он тоже получит сюрпризик. Были бы оценки — он бы больше тройки не заработал. Но разве это был бы стимул?

Гиперактивные любознайки

Как приучить наших гиперактивных и избалованных детей к дисциплине?

— Мы это делаем с первого урока. Учим стишки «Парта — это не кровать, и на ней нельзя лежать» и так далее. Общие правила дисциплины мы проговариваем в игровой форме. Если дети это не воспринимают, беседую индивидуально с ребенком и родителями. Конечно, можно не обращать внимания на шум в классе или отрывать время от урока на то, чтобы успокоить расшалившихся первоклашек. Но в результате не дашь того максимума, который хочется донести до детей. По большому счету все дети — любознайки. И если на одном уроке они ничего интересного не узнали, на втором не узнали, то на третьем они сами перестанут слушать, перекроют свое восприятие.

Приучать к дисциплине надо дома. Самое элементарное — если ребенок сел обедать, но при этом он за столом крутится-вертится, убегает-прибегает, приносит игрушки, разговаривает, надо объяснить ему правила поведения за столом. Ведь даже в детском саду трехлетние детки уже твердо знают: сели за стол — надо покушать, когда я ем, я глух и нем. То есть существуют определенные правила поведения, и их надо неукоснительно выполнять.

В школе нет невыполнимых требований. Работать на уроке по 30—35 минут, с двумя физминутками — это 6—7-летним детям по силам. Ребенок может спокойно сидеть перед телевизором и час, и два. Почему же он на уроке спокойно не посидит? С ложечки не кормим

У ребенка плохой аппетит. Кто будет следить за тем, как он питается в школе?

— С этим в школе сложнее, чем в детсаду. Учитель в столовой находится рядом с детьми и следит, чтоб они поели. Даже уговаривает. Но с ложечки кормить мы никого не будем — школьной перемены на это не хватит.

Возрастная категория материалов: 18+