• Забит подготовился к встрече с россиянами.
  • Футболки с надписью «Мужик сказал, мужик сделал!» — ходовой товар.

Он не первый, кто произносит подобное, и мы постепенно привыкаем к тому, насколько близко исламскому государству наше общее прошлое. Оно одновременно переполнено слезами, горем и радостью. И даже спустя четверть века эта связь не потеряна. Спустя четверть века после войны в Кабуле хочется чувствовать себя русским.

Этот диалог вполне обыден для поколения 80-х, и в центре афганской столицы далеко не проблема услышать до боли знакомое «Здравствуйте!» В наших прошлых взаимоотношениях было очень много безрадостного. Но при встрече афганцы стараются не напоминать нам о плохом. А Забит и вовсе резко выделяется на фоне тех, кто живет воспоминаниями о войне. Чего стоит одно только название его небольшого магазинчика в самом центре Кабула. Russian shop гостеприимно и очень эмоционально открыл свои двери для участников амурской экспедиции ветеранов «Боевого братства».

— Не хачу никакова «Лондон-маркет», — категорично комментирует собственную вывеску Забит. — Я этих (он недвусмысленно кивает головой куда-то в сторону) терпеть не могу. От них одни горе и неприятности. Поэтому «Русский магазин», и точка. У вас еще говорят: «Мужик сказал, мужик сделал!»

Собственно от русского в магазине одно название, да набор традиционных атрибутов в виде советских медалей, небольшого портрета Сталина и комсомольских значков. Основной ассортимент — китайская и европейская одежда. Но для начала достаточно и этого.

— Мой магазин во всем СНГ знают, — продолжает хвастаться Забит. — Я даже приготовился к встрече с вами.

Он тут же сбрасывает с себя куртку, под которой обнаруживается красная футболка с большим гербом Советского Союза. Потом хватает с полки фигурку Тараса Бульбы, в другую берет маленький российский триколор, начинает этим делом размахивать, весело напевая «Взвейтесь кострами».

Веселый парень Забит оказался в Союзе, будучи совсем ребенком. В разгар советско- афганской войны его, семилетнего пацана, отправили подальше от опасностей. Домой вернулся уже будучи взрослым человеком, с достаточно сформированными взглядами на жизнь. О прошлой жизни в России говорит коротко: «Было весело».

Такие, как Забит, в это сложное время стараются не терять голову и вопреки всему что-то делать для собственной афганской экономики. В Афганистане сложно загадывать даже на неделю вперед, а тем более на месяц, а тем более на год. Никто не знает, где завтра раздастся выстрел, прогремит взрыв или кто придет к власти. Все эти вещи сопровождаются большой кровью. И только диву даешься стремлению этого народа жить и созидать. Это делается вопреки всему, но особой гордости придает тот факт, что в этой воюющей и далекой от нас стране часто можно услышать родную речь. Временами ловишь себя на мысли, что в Кабуле как нигде хочется чувствовать себя русским.

Неожиданно распахивается дверь и слышится: «И здесь наши!» На пороге летчики из российской компании «ПАНХ». Буквально накануне встречались на их базе. Ребята работают по контракту, перевозя гуманитарную помощь и продовольствие в самые неспокойные районы Афганистана. Периодически возвращаясь из Кандагара в Кабул, считают пробоины на своих сугубо гражданских, безоружных машинах и очень гордятся тем фактом, что натовские летчики закупают для своих операций в Афганистане российские боевые вертолеты. Мы в очередной раз братаемся, жмем друг другу руки и обещаем встретиться вновь. Если не дома, то здесь, у Забита — в русском магазине Кабула.

Возрастная категория материалов: 18+