Уроженец Калужской области, он прошел всю войну, но защищал Родину не в окопе — наводил понтонные переправы через реки, обеспечивал безопасное передвижение наших войск с одного берега на другой. В ночное время это было опасно. В целях светомаскировки солдаты, танки и пушки шли в кромешной темноте. Черная поверхность понтона сливалась с поверхностью воды. А обзор видимости у танков ограниченный. Малейшая ошибка — и тяжелая техника уйдет под воду вместе с экипажем. Дед шел впереди, танк сзади. Ноздря в ноздрю. Как-то он вел Т-34 через широченный Дон. Перевел один танк, отправился за другим. И так целую ночь.

Самыми непредсказуемыми были командировки на нейтральную полосу. Там запросто могли подстрелить как свои, так и чужие. Как-то под Курском Борис Михайлович с товарищами заблудились в лесу, вышли к реке, где недавно поработала наша авиация. Там они наткнулись на разбомбленную внезапным налетом группу немецких солдат. Смерть их застала в самый непредсказуемый момент: кто читал, кто отдыхал. Один из фрицев собирался закурить, да так и застыл с зажигалкой в руках. У советских бойцов существовало поверье: если возьмешь из рук немца зажигалку, то сам не погибнешь. Иностранный трофей так и просился в руки. Дедушка хранил его много лет.

Военным инженерам приходилось быть то впереди линии фронта, то позади нее. Поэтому они часто попадали под обстрел вражеской авиации. Убегая от бомбежки, дед упал в копну сена. Отличная мишень. Самолет пролетел низко. Было видно лицо пилота. Однако летчик не выстрелил. То ли истратил свой боевой запас, а может, пожалел неразумного русского. Если бы он знал, что именно этот офицер через некоторое время уничтожит фашистское логово!

Борис Теренин командовал в Германии сложной операцией, взрывал гитлеровский бункер. В моих воспоминаниях осело немногое: длинные подземные коридоры, по которым немецкие рабочие тянут кабель. Они называли деда почтительно, «лерфюрер», что означает ученый. Он и в самом деле был ученым, преподавал в московской военной академии сопромат и строительную механику.

А всю войну Борис Михайлович прошел с черным деревянным чемоданом, обтянутым кожей. С ним он вернулся из поверженной Германии, в нем привез своей семье заграничные подарки. Через два десятка лет с этим чемоданом приехала на Дальний Восток моя мама.

Тяжелый, неудобный, неуклюжий, непрактичный. Он и сегодня на ходу: ручка цела, замки работают. Выкинуть бы за ненадобностью, да рука не поднимается. Он дорог как память о нашем предке. Это сувенир давно отгремевшей войны. Мы так его и называем: «чемодан Победы»!

Возрастная категория материалов: 18+