Супергеройские картины публика любит, а от коллективизации сверхлюдей и вовсе пищит.Супергеройские картины публика любит, а от коллективизации сверхлюдей и вовсе пищит.

«Мстители» с тех самых пор, как о работе над ними было заявлено официально, получили крайне высокий статус зрительского ожидания: супергеройские картины публика любит, а от коллективизации сверхлюдей и вовсе пищит и хлопает в ладоши. Одноглазый персонаж Сэмюеля Джексона этаким камео появлялся в пробах пера Marvel, и не только самих героев, но и нас лукаво убеждал в том, что объединения усилий не избежать. К началу «Мстителей» появился и противник, с которым по одиночке смог бы совладать разве что Халк, но, к сожалению, в состоянии зеленого великана Брюс Баннер крайне плохо соображает.

К слову о Халке: несговорчивость Эдварда Нортона, который должен был исполнить роль Баннера и в «Мстителях» тоже, заставила Marvel пойти на достаточно досадную для студии замену — в актерском списке картины появился умница Марк Руффало, и зрителю такая альтернатива раздражения не доставила. Гораздо больше бесит Джереми Реннер в довольно нелепой робингудовской роли: назначение его персонажа малопонятно и на уровне намеков связано с Наташей Романовой, которую играет Скарлетт Йоханнсон. Впрочем, и без самой Черной Вдовы сюжетная линия вполне могла обойтись, если бы законы жанра не требовали скачущей по экрану аппетитной красотки в кожаном костюмчике.

Основное внимание зрителя тем не менее приковано к парочке Железный Человек — Тор (один из них остроумец и плейбой, второй — культурист с божественным началом) и только к развязке перекидывается на Халка — большую часть картины Баннер проводит в человеческом обличье, зато в финале расходится на полную катушку. Еще один персонаж, Капитан Америка, продолжает претендовать на звание самого дурацкого героя Marvel — его демонстративная тупость, которая должна вроде как смешить, вызывает легкое недоумение, ну а пользы от него коллективу и вовсе на пять копеек. В смысле центов, конечно же.

Противостоять этой неорганизованной банде выпало традиционно невезучему Локи — братец Тора, по сценарию, готов продать магический куб, родную мать и вообще все, что попадется под руку, лишь бы над кем-нибудь властвовать. Это необходимо, чтобы продемонстрировать нам природную гордость американской нации — жители Манхэттена хоть и опускаются на колени перед хорошо вооруженным скандинавским божеством, но только для виду, и лучше бы уж Локи отправился завоевывать какую-нибудь Румынию. 

Впрочем, за спиной нервно ухмыляющегося бога серой тенью ходит непременный кардинал — собственно, это ему свойственно противоестественное стремление разрушать стены нью-йоркских небоскребов при помощи разного рода существ и штуковин, сеющих скорее бедлам и панику, нежели смерть. Так соблюдается нужный возрастной рейтинг, а параллельно подготавливается и поле для будущих сиквелов — игра в цветочки и ягодки, как мы уже знаем, является одной из любимых в арсенале студии.

Убедившись, что все необходимые условности соблюдены, режиссер Джосс Уидон принимается за дело. Супергеройская тематика для него дело привычное, ему и с Людьми Икс довелось повозиться, и историю Тора для Marvel отснять. Зрителю показывают летающий авианосец, и дальше сюжет разворачивается по принципу вакханалия-диалог, причем диалоги каждый раз хочется промотать. 

Что касается собственно экшена, то здесь выходит незадача. С одной стороны, железные гусеницы, вываливающиеся прямо из небосвода, Йоханнсон, явно взявшая несколько уроков у Джейсона Стэтема, прыжки-кувырки и деструктивное поведение душки Халка, это, конечно, впечатляет. Но с другой — уровень приквелов в «Мстителях» нисколько не вырос, скорость осталась прежней, а местами даже уступает тому же «Первому мстителю». Выжать из комикса все, что возможно, Уидон смог, а вот хотя бы немного приподняться над рамками жанра — нет, отчего картина, задумывавшаяся как суперпроект, просто встала на одну полку с лучшими представителями жанра. Грядущее возвращение Темного Рыцаря, а попросту говоря Бэтмена, наверняка сотрет «Мстителей» из зрительской памяти без всяких ластиков.

В таком свете и появление пред нашими очами самостоятельных историй о Черной Вдове и ее леголасоподобном ухажере с индейско-идиотским прозвищем Соколиный Глаз тоже ставится под вопрос. Прибыль картине мир, конечно, сделал — кошельки одних только американцев принесли «Мстителям» тройную окупаемость. Но на этом повышенный интерес к творчеству Marvel может и угаснуть, потому как совершенно ясно, на каком уровне установлена планка, и смотреть на безуспешные прыжки через нее рано или поздно становится скучно.

Возрастная категория материалов: 18+