Заходить в подвал мокро, неприятно, страшно.Заходить в подвал мокро, неприятно, страшно.

Нежданные отходы

Стихийное бедствие локального масштаба — так называют ситуацию хмурые собственники. Сегодня здесь встречают представителя очередной надзорной инстанции, которого вызвали для того, чтобы зафиксировать нарушения санитарно-гигиенических норм. Работник Роспотребнадзора обследует подвальное помещение, лавируя между зловонными лужами и стараясь не снести головой паутину и плесень, которая густо разрослась на конструкциях. Сырость и тепло в сочетании с постоянно присутствующими нечистотами — прекрасные условия для гнилостных процессов, грибка, насекомых. Чиновник что-то пишет в своей папке и озвучивает жителям вердикт: санитарно-гигиеническому состоянию нанесен серьезный урон. 

Представители районной и местной администрации, прокуратура, депутаты, юристы — кто только не побывал в этом подвале, но дурно пахнущая проблема, кажется, неразрешима. Возникла она в феврале, когда обслуживающая организация вдруг расторгла договор на оказание всех видов услуг с жильцами этой многоэтажки. Ухаживать за септиком стало некому.

— Все началось с того, что с начала 2012 года в квитанциях жильцов обслуживающая организация «Амуртрейд» заменила графу «водоотведение» на графу «вывоз жидких бытовых отходов», — рассказывает депутат ивановского райсовета, юрист Геннадий Симонов. — Это жильцов не устроило. Ведь водоотведение — услуга коммунальная. Рассчитывается она, как и водоснабжение, по факту потребления. Тариф на нее утверждает региональное управление по тарифам и ценам. И есть немало федеральных и региональных льготников, которые оплачивают эту услугу с существенной скидкой. А вывоз жидких бытовых отходов — это услуга жилищная. Так же, как, например, техобслуживание, она начисляется на размер жилплощади, и тариф на нее управляющая или обслуживающая компания предлагает сама. На большинство льготников она не распространяется. Когда жильцы получили квитанции, в которых был предъявлен счет за ЖБО вместо привычного водоотведения, они возмутились и потребовали вернуть все на свои места. Тогда обслуживающая организация в одностороннем порядке разорвала с ними договор. 

Нет услуги — нет льгот

Коммунальные дома в Ивановке, как и во многих других территориях Приамурья, имеют систему центрального водоснабжения, но центральной канализации в этих населенных пунктах нет. Ее роль исполняют септики. До начала этого года на повседневной жизни людей такая система никак не отражалось. Так же, как и в городе с центральной канализацией, жильцы пользовались водой, септики опорожняли коммунальщики при помощи ассенизационной машины, а оплата производилась за центральное водоотведение. Но в 2012-м областное управление по тарифам и ценам не утвердило тариф на водоотведение для компаний в некоторых таких территориях, аргументируя это требованиями Жилищного кодекса. Коммунальщикам было рекомендовано самим рассчитать тарифы на ЖБО. 

— Конечно, нас не устроил такой поворот событий, — отмечает одна из жильцов дома Надежда Кукушкина. — Поквадратный расчет за эту услугу более чем необъективен. Получается, что общий объем откачанных отходов делится на количество квадратных метров жилья. Но это же абсурд. Одна квартира пустует, в ней есть счетчик, который показывает, что водой в течение месяца не пользовались. В соседней квартире такой же площади проживает пять человек. Они пользовались водой. По итогам месяца хозяин пустующей квартиры заплатил за ЖБО столько же, сколько хозяин квартиры, где было пять человек. При этом льгот лишились ветераны, участники войны, многодетные семьи, заслуженные учителя.

В объективности подсчетов объема ЖБО жильцы тоже стали сомневаться. Когда машина подъезжала, стали «стоять над душой» — контролировать. Ведь их септик обслуживает еще два дома. Как разобраться, где чья часть отходов? Атмосфера накалялась. В итоге «Амуртрейд» объявил собственникам, что перестает обслуживать их дом.

— Мы получили уведомление, что с 17 февраля обслуживание нашего дома прекращается, — делится подробностями Надежда Николаевна. — Накануне этой даты обратились с жалобой в администрацию. Нам ответили, что ничем не могут помочь. Мы пошли в другие инстанции, в том числе в прокуратуру. Ведь нас не только бросила одна компания, но и отказались обслуживать другие. Теперь мы чуть ли не каждый день вынуждены искать и нанимать машину для откачки, чтобы хоть как-то справляться с ситуацией. 

Работу машин, нанятых со стороны, жильцы оплачивают из своего кармана. То по очереди, то вскладчину. 

— Почему-то считается, что мы не хотим платить за откачку ЖБО, но мы же не отказываемся платить, — отмечает Надежда Кукушкина. — Мы просто хотим, чтобы расчет был справедливым, чтобы нас не обманывали и оставили положенную нам льготу.

Судный год

Восстановить справедливость ивановцы пытаются в суде. За полгода было подано несколько судебных исков, по некоторым уже есть судебные решения. Но самое главное решение, определяющее, правомерна ли замена коммунальной услуги на жилищную, пока впереди.

— Мы в судебном заседании требовали признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельсовета, так как септик до сих пор является бесхозным, — рассказал старший помощник прокурора Ивановского района Евгений Колесников. — Обратиться в Росрегистрацию с заявлением о постановке на учет бесхозного имущества может только администрация. Она этого не делала. Поэтому мы обратились в суд, чтобы администрацию к этому понудили. Есть судебное решение в нашу пользу. Заниматься септиком теперь должен муниципалитет.

В сельсовете с таким решением суда не согласны. Глава администрации настаивает на том, что по закону обслуживать септик все же должны жильцы.

— По решению, которое принял суд, администрации придется взять септик на баланс, а потом сдать его в аренду собственникам, — пояснил свою позицию глава Ивановского сельсовета Евгений Манголин. — Но ведь это повлечет очередные расходы со стороны собственников. Разве это справедливо?

Еще одно решение служителей Фемиды признает недействительным одностороннее расторжение договора с собственниками и требует, чтобы «Амуртрейд» вновь стал обслуживать неугодный ему дом. Но руководство компании также пытается оспорить это решение в вышестоящей судебной инстанции. 

Ситуацию можно трактовать по-разному 

Юристы утверждают, что главная причина коммунального конфликта кроется в правовой коллизии. Опираясь на разные статьи закона, ситуацию можно трактовать по-разному. 

— Существует постановление правительства РФ, согласно которому коммерческая организация не имеет права отказываться от заключения договора об исполнении данных услуг, так как они являются жизненно важными, — отмечает начальник юридической службы общественной организации «Союз старших домов» Владислав Сиваков. — С другой стороны, Жилищным кодексом разрешается расторгать договор в одностороннем порядке. 

Но самая большая проблема — это весьма размытые критерии, по которым определяется статус содержимого септика — жидкие бытовые отходы это или продукт водоотведения. Прежде чем принять судьбоносное решение, суд должен провести соответствующий анализ.

Возрастная категория материалов: 18+