Программа пребывания помощника президента в Приамурье оказалась очень насыщенной, а вчерашний день, проведенный в Благовещенске, был расписан буквально по минутам. Открытие дополнительной группы в детском саду № 68, визит в кадетский корпус, участие в дне идей и инноваций в школе № 5, встреча с преподавателями амурских вузов в актовом зале АмГУ, знакомство с тем, как обучают студентов с ограниченными возможностями в амурском педколледже. 

Встреча в АмГУ с преподавательским составом амурских вузов оказалась самой жаркой — ученые не стеснялись задавать неудобные вопросы про низкие баллы на ЕГЭ по математике и столь же низкие зарплаты преподавателей высшей школы. У гостя хватало терпения разъяснять дальнейшую стратегию реформ, повышающих качество образования. 

ЕГЭ по математике стал настоящей «ахиллесовой пятой» для системы образования Приамурья — в этом году каждый пятый школьник провалил этот обязательный предмет. 

— Если провести анализ, где больше двоек, то вы увидите, что наибольший процент их дают малокомплектные школы. Привлечь хорошего учителя в такую школу непросто, — подчеркнул Андрей Фурсенко. — А вообще есть опыт других регионов, который показал, что без совместной работы средней и высшей школы результата не будет. Чем может школа привлечь кандидатов и докторов наук — это другой вопрос, но я бы на месте ректора приплачивал своим сотрудникам, которые идут в школу, ведь они потом приведут в вуз хорошо подготовленных абитуриентов.

Волновал ученых и вопрос объединения вузов, который поднимался год назад. 

— Я представляю единственный на Дальнем Востоке педагогический вуз. Какая судьба ждет высшее педагогическое образование России? — поинтересовался преподаватель БГПУ Николай Кухаренко.

— Судьба — хорошая! — обнадежил перспективой Фурсенко. — Образование и наличие соответствующей структуры — это разные вещи, педагогическое образование можно получить как в педвузе, так и на педагогических специальностях классических университетов. У нас нет жесткой схемы, сколько должно быть педагогических вузов или сколько их предстоит закрыть. Кстати, часть классических университетов возникла как раз на базе педагогических вузов. Для нас важно оценить, сколько педагогов требуется ежегодно российской школе. Пять лет назад была следующая ситуация: вузы выпускали 150 тысяч молодых учителей, но из них реально приходили в школы всего 20 тысяч. Это было ненормально. Мы стали сокращать бюджетные места. Проанализировали: в России миллион учителей, ежегодно требуется обновление 5 процентов педагогического состава. То есть ежегодно нашим школам нужны 50 тысяч молодых специалистов, с учетом того, что не все доучатся до выпуска или кто-то поменяет профессию, нужно набирать 70 тысяч будущих педагогов. Что касается структуры, в разных регионах она своя — где-то сохранили педагогические вузы, где-то их объединили с университетами, это нужно решать с заказчиком — министерством образования. 

Помощник президента напомнил, что вуз создается не ради профессоров, а в первую очередь ради студентов и главный человек в вузе — это студент. И все перемены, которые касаются образования, тоже в первую очередь направлены на то, чтобы их ощутили в первую очередь студенты. 

— Последние 8 лет финансирование высшей школы увеличилось больше чем в 4 раза, а в некоторых вузах ничего не меняется, — отметил Андрей Фурсенко. — Но проблема не с финансированием, а с педагогическим составом. Преподаватели бегают из вуза в вуз, зарабатывая деньги. Согласитесь, это ненормальная ситуация. Преподаватель должен работать в одном месте и отвечать там за качество преподавания. Создавая федеральный университет, мы объединили четыре вуза, и зарплата профессоров, которые раньше разрывались между несколькими местами работы, а теперь читают лекции в одном, выросла на 30 процентов. 

Первое интервью на амурской земле Фурсенко дал школьному ТВ

Вторник, первый день своего визита в Приамурье, Андрей Фурсенко провел в Белогорске, где побывал в школе № 4, в частном детсаде и поучаствовал в педагогическом конвенте. 

Белогорская школа № 4 — одна из 88 школ области, которые в этом году получили новое оборудование. Здесь создана стажировочная площадка для обучения на современном оборудовании педагогов из разных районов области. Этим и был вызван интерес гостя, с чьим именем связаны главные реформы в российском образовании, к данной школе. 

После экскурсии по кабинетам, где Андрею Фурсенко и Олегу Кожемяко показали, какими техническими ресурсами располагает школа и как работают вложенные в систему образования средства, заговорили о хлебе насущном. А именно о питании школьников с 1-го по 6-й класс, которые ежедневно получают бесплатное молоко, и о том, что с 2014 года в области стартует программа «Мясо», и тоже с начальной школы.

Тема здорового питания была неожиданно продолжена во время интервью, которое Андрей Фурсенко и Олег Кожемяко дали юнкорам школьной телестудии Кате Колесиной и Илье Бобину. Кстати, интересно, что первое интервью на амурской земле у Андрея Фурсенко взяли именно школьники — современная телестудия в школе тоже результат модернизации образования. 

Ребят интересовал вопрос: будут ли льготы для дальневосточников, поступающих в ведущие вузы страны? Льготы нужны только по оплате дороги до федерального центра, заметил помощник президента, а с остальным дальневосточники справляются — ведь они сдают ЕГЭ не хуже других. 

А Олег Кожемяко, вернувшись к «Школьному молоку», выступил с неожиданной инициативой: 

— Мы намерены давать молоко и старшеклассникам. Но нам бы хотелось, чтобы ребята пили молоко из стаканов. Каждый пакет стоит 5 рублей, в целом это большие затраты. Мы на них пошли, потому что первоклассников нужно приучать к молоку, в том числе и через красивую упаковку. Но старшеклассники уже должны понимать больше. Вот и проведите исследование в своей школе, — неожиданно обратился глава области к юным журналистам. — Выясните, как отнесутся средние и старшие классы к молоку в стаканах, и  сообщите мне. 

Возрастная категория материалов: 18+