Кто эти люди, что стоят с разделочным ножом у бюджетного пирога? Простые специалисты, от точности работы которых зависит финансовое положение всего Приамурья. Как собираются и расходуются амурские миллиарды, мы решили выяснить из первых рук.

Доходы на бочку!

— Формирование бюджета области начинается с нашего отдела, — говорит начальник отдела прогнозирования доходов и методологии налогообложения Ольга Зайцева. — Уже в июне мы начинаем выяснять, сколько же доходов получит область в следующем году. Для этого собираем информацию от администраторов дохода (у нас их около сорока) — организаций, которые обеспечивают поступление средств в бюджет. 

Администраторы приносят свои прогнозные оценки будущих доходов, а специалисты амурского минфина начинают эти данные складывать и уточнять. 

— Например, мы знаем, что в следующем году отменят часть региональных льгот. Значит, нужно определить, сколько еще средств поступит в областной бюджет. Сделать это не так просто, — продолжает Ольга Зайцева. — Да и подобных изменений в бюджетном законодательстве за год происходит не одно и не два. В ноябре — декабре вообще может по нескольку в день приходить. В каждом документе больше сотни страниц. И ведь их не просто изучить надо, но и понять, как из-за этого изменятся поступления в амурскую казну. А у нас в отделе всего четыре человека работает. Но ничего, мы справляемся!

Кому нужны деньги

После того как амурское министерство финансов выясняет, сколько миллиардов оно получит в следующем году, за дело берутся специалисты отдела сводного планирования областного бюджета. Они занимаются планированием расходов.

— Все начинается с того, что мы собираем заявки областных министерств. Там прописано, сколько средств необходимо каждому из них в этом году. Как правило, доходы области раза в полтора меньше общей суммы запросов министерств. Поэтому мы берем за основу расходы прошлого года и на базе этого строим свои расчеты. Часть расходов индексируем — например, коммунальные платежи. Какие-то направления, ставшие неактуальными, вычеркиваем, — объясняет начальник отдела Наталья Морозова. — У нас есть обязательные платежи, отказаться от которых мы не имеем права. Это заработная плата бюджетникам, оплата коммунальных услуг, социальные выплаты. Их мы закладываем в бюджет в первую очередь. При этом необходимо учитывать различные нюансы. Например, в этом году у нас было несколько майских указов президента, в том числе поднять заработную плату педагогам. 

После того как обязательная часть бюджета сформирована, оставшуюся сумму распределяют между министерствами. В первую очередь урезают расходы на долгосрочные целевые программы и текущие расходы. Но в течение года бюджет увеличивается примерно на 20—30%, и тогда эти средства направляют на подобные статьи расходов.

Приказано исполнять

После планирования бюджета начинается следующая стадия — его исполнение. Этим в основном занимаются отраслевые отделы. Например, отдел бюджетной политики в отраслях экономики и сфере услуг.

— За каждым из таких отделов закреплены по нескольку министерств. Например, мы курируем министерство ЖКХ Приамурья, вопросы национальной экономики и социальной политики, — комментирует начальник отдела Виктория Крапивина. — Наши министерства представляют свои предложения. Мы эти предложения формируем, рассматриваем и передаем в отдел сводного планирования. Там рассчитывают, какую сумму выдать каждому ведомству, а мы уже доводим эти данные до наших министерств. 

Пока одни отделы распределяют средства между министерствами, отдел методологии бюджетного процесса выделяет средства муниципальным образованиям.

— Поскольку большинство муниципальных бюджетов в Приамурье дефицитные, область помогает городам и районам, — говорит начальник отдела методологии бюджетного процесса Татьяна Митрофанова. — По сути, мы докладываем средства, чтобы доходы муниципалитетов сравнялись с расходами.

Главная задача отдела — честно поделить выделенные средства. Однако для этого, как ни парадоксально, всем муниципалитетам нужно выдать различные суммы. Ведь стоимость услуг ЖКХ в каждом поселении своя, а северным территориям необходимо дополнительно оплачивать северные надбавки к зарплатам сотрудников и так далее. 

Правда, подобная помощь может несколько расслабить руководителей органов местного самоуправления. Поэтому в качестве стимулирования отдел выдает субсидию, которая распределяется на конкурсной основе. Она называется «Повышение эффективности бюджетных расходов» и достается пятерке лучших районов.

Казначей мой, казначей

Итак, бюджет утвердили, заявки подписали. Теперь необходимо довести объемы денежных средств до получателей. И вот здесь на сцену выходят сотрудники отдела управления единым счетом областного бюджета. Или, как их называют в народе, казначеи.

— Фактически раньше мы и были амурским управлением казначейского исполнения бюджета, — делится начальник отдела Наталия Иваненкова. — Ведь для того чтобы получить выделенные средства, учреждению или организации необходимо открыть лицевой счет, на который будут переводиться деньги. В некоторых регионах такого органа нет, и тогда счета открывают в федеральном казначействе.

Собственный отдел управления единым счетом дает области возможность более эффективно использовать средства и контролировать их расходование.

— Вот смотрите, каждое министерство дает нам заявку, сколько оно планирует потратить в текущем месяце. А еще у нас есть план доходов на этот же период. И мы видим, что доходов у нас полтора миллиарда, а расходов — два. Зато в следующем месяце будет наоборот, — продолжает Наталия Иваненкова. — Мы должны найти источник для покрытия этих расходов. Например, есть деньги на целевую программу. Средства выделены на весь год, и в этом месяце используется только часть. Значит, остальные можно пока позаимствовать на областные нужды. А не будь у нас собственного казначейства, подобные операции были бы невозможны. 

Конечно, бывает, что доходов все равно не хватает. В этом случае министерство прибегает к последней мере — кредитам. 

— Нам приходится быть очень мобильными, и, конечно, большую роль играет грамотное планирование бюджета, — добавляет она. — Но тот факт, что пусто у нас на счете никогда не бывает, говорит сам за себя.

К вам едет ревизор

После исполнения бюджета остается последняя стадия — контрольная.

— Мы — те самые ревизоры, что приезжают в госучреждения и муниципалитеты и проверяют, как используются областные средства, — смеется начальник отдела финансового контроля Нина Курникова. — Из-за специфики работы две недели в месяц приходится проводить в командировках. 

По словам контролеров, три основные ошибки, которые чаще всего допускают проверяемые, — это нецелевое или неэффективное использование средств и неправильное оформление документов.

— Нецелевого использования, кстати, в последнее время становится все меньше, — комментирует начальник отдела. — Сейчас мы в основном боремся с неэффективным расходованием средств.

Только за прошлый год по итогам проверок госучреждения и муниципалитеты добровольно вернули в областную казну около 600 тысяч. 

Еще 150 тысяч пришло в бюджет Приамурья в виде штрафов за неправильное использование областных денег. Но все же главным показателем своей работы сотрудники отдела считают отношение людей.

— Недавно мы были с плановой проверкой в одном областном учреждении здравоохранения. И выясняли, что молодым сотрудникам начисляли зарплату по неправильному коэффициенту. Одна цифра, а из-за нее сотрудники недополучали средства, — вспоминает начальник отдела финансового контроля. — В итоге эти люди стали получать больше, и к тому же им выплатили всю недоплату за прошлый год. После того как разобрались, нас коллектив благодарил и даже просил: приезжайте почаще! Такая вот у нас работа.

На пару с министром

Чем отличается субсидия от субвенции, как поднять доходы Приамурья и по каким принципам Правительство России будет распределять средства казны в ближайшем будущем — ответы на эти и многие другие вопросы получили студенты экономического факультета АмГУ на этой неделе. Во вторник полуторачасовую пару для третьего и четвертого курсов провела министр финансов Приамурья Вера Щербина.

Подобные лекции сейчас читают финансисты по всей России: до конца недели в стране проходит всероссийская акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» Мероприятие приурочили к 210-летию Минфина РФ.

Тема занятия, которое посетили более 70 студентов и даже некоторые преподаватели-экономисты, была довольно емкой: «Бюджетная система Приамурья». 

Министр рассказала об основных источниках доходов области, а студенты поинтересовались, как обстоят дела с госдолгом и дефицитом бюджета Приамурья. Вера Щербина заверила: бояться займов не стоит, поскольку эти инструменты позволяют развивать экономику региона. 

Также лектор рассказала о главных расходах области и о том, как их можно сократить. Студентов интересовало, почему в Приамурье выгоднее открывать парикмахерские, а не заводы, как селам увеличить доходность своего бюджета и что ждет Приамурье после вступления в ВТО. «Чувствуется, что ребятам интересно, они задали немало хороших и грамотных вопросов», — поделилась Вера Георгиевна после лекции. И пообещала: если у нее будет время, она готова провести еще несколько занятий для будущих амурских финансистов.

Откуда Минфин растет

«Управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям Государственных расходов» — именно такую задачу поставил император Александр I первому министру финансов России в манифесте «Об учреждении министерств». С этого документа и начинается история отечественного Минфина.

Дела российские 

В начале ХIХ века только что вступивший на престол император Александр I начинает министерскую реформу, призванную оперативно решать множество нарастающих проблем государственной политики. Результатом работы становится Манифест от 8 сентября 1802 года, который учреждает 8 министерств, в том числе и Министерство финансов. Его в свою очередь разделяют на три ведомства: Министерство финансов, которое ведало всеми источниками доходов, Государственное казначейство, занимающееся расходами, и Государственный контролер — ему поручалось проведение ревизий всех счетов. 

В ведении министерства тогда находились государственный банк, дворянский и крестьянские банки, монетный двор. А министр финансов являлся одновременно главнокомандующим отдельным корпусом пограничной стражи, который выполнял также функции таможенной службы, санитарной и ветеринарной служб. 

В первые годы советской власти использовались формы изъятия доходов в бюджет, заимствованные из дореволюционной России. Но уже к началу 30-х годов были введены новые налоги, в частности налог с оборота. К 1926 году был осуществлен переход к банковской системе исполнения бюджета, и функции упраздненного казначейства были переданы Госбанку СССР.

Значительно повысилась роль финансов, а следовательно, и Министерства финансов как центрального органа управления всей финансовой системой страны во время перехода России к рыночной экономике. И на сегодняшний день этот орган играет одну из самых ключевых ролей в проведении финансовой политики страны.

Дела амурские

До 1917 года Минфин России в нашей области был представлен областным присутствием по промысловому налогу, податными инспекторами, Приамурским акцизным управлением (эти органы выполняли налоговые функции), а также благовещенским отделением Госбанка и Благовещенским окружным казначейством.

К организации образования финансовых органов в Амурской губернии приступили с 1 марта 1923 года. Здесь был необходим единый территориальный орган, который управлял как местными, так и государственными финансами. Поэтому в 1932 году с образованием Амурской области был создан финансовый отдел исполкома областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а в 1939 году — областного Совета депутатов трудящихся.

В то время Амурская область входила в состав Дальневосточного (впоследствии Хабаровского) края, затем в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1948 года была выделена из состава Хабаровского края в самостоятельную область РСФСР. Эту дату специалисты считают началом формирования системы финансовых органов области в составе областного финансового отдела, районных и городских финансовых отделов.

Возрастная категория материалов: 18+