• Вспомнить фотографа в день его 65-летия собрались близкие, друзья и коллеги.
  • Выставка рассказывает о фотографе и человеке.
  • Фототехника, ставшая историей.

Как фотограф Владимир Стеганцев состоялся на БАМе, там же он почувствовал всю прелесть журналистского хлеба. «Везешь кадры с какого-то события, и понимаешь — ты везешь новость, о которой еще никто не знает, этого еще никто не видел, и хочется скорее передать все это в редакцию, чтобы об этом узнали все! А через пару дней ты уже в погоне за новыми событиями», — рассказывал он, когда работал в «Амурской правде». Желание поделиться тем, что у тебя есть — новостью, опытом, мастерством, творческими находками, — жило в нем всегда. И, более того, оно не давало ему жить спокойно. 

Владимир Александрович действительно был «вечным двигателем». В 1975 году он создал при областном Доме народного творчества фотоклуб «Амур» и стал его председателем, тормошил фотографов и организовывал фотовыставки, устраивал обсуждения фоторабот, чтобы коллеги не просто посмотрели и разошлись, а чтобы еще и подросли профессионально. 

— Хороших фотографов и тогда, и сейчас было и есть немало, но организаторов — по пальцам перечесть, — говорит Виктор Акименко, председатель Амурского фотографического общества, выросшего из фотоклуба «Амур». — Благодаря Володиной общительности и его организаторским способностям мы объединились и работаем, продолжаем его идеи и начатое им дело. Ежегодный фотоконкурс памяти Владимира Стеганцева стал международным.

Многие читатели АП до сих пор помнят фотоснимки Владимира Стеганцева, опубликованные в нашей газете в те годы, когда он работал фотокорреспондентом. На выставке тоже немало снимков, которые сначала иллюстрировали газетные репортажи. И очень много лиц — радостных и грустных, удивленных и задумчивых. И каждый раз — красивых, ведь фотохудожник старался разглядеть в каждом герое его неповторимость. Независимо от того, какой человек перед объективом — сияющий обаянием молодости или умудренный годами. 

В его снимках — вся история области за 30-летний период газетной работы. Это БАМ и освоение сельскохозяйственных земель, культурные события и возведение храмов, спартакиады и визиты вип-гостей, запуски на космодроме и строительство Бурейской ГЭС. Кстати, именно на Бурейской ГЭС у него случилась фотосъемка, которой он был чрезвычайно доволен. Это было в начале 2000-х, и на пуск первого гидроагрегата приехал Владимир Путин. Стеганцев очень радовался, что ему досталась самая выгодная диспозиция — в двух метрах от президента и на расстоянии вытянутой руки от Чубайса. Правда, добавлял Владимир Александрович со свойственной ему иронией, на совещании, которое проводил Путин с гидростроителями, он так клацал затвором фотоаппарата, что уже ожидал окрика от первого лица: «Кто у вас редактор? Пусть купит этому фотографу нормальный аппарат, а то работать невозможно!» 

— Когда я готовила выставку, я обнаружила у него целые тематические коллекции. Я видела, как много он снимает, но даже не думала, что он оставит после себя такой объемный фотоматериал. Я пересняла 600 негативов, это примерно третья часть, — говорит вдова фотографа Валентина Стеганцева. — На этой выставке мы специально задумали показать черно-белые фотографии. У нас глаз привык к ярким пятнам, к цветному фото. Здесь мы выбрали иное решение. Черно-белая фотография менее агрессивна, она более добрая и лиричная, более задушевная. 

Посмотрев выставку и настроившись на задушевный лад, друзья и коллеги говорили о Владимире Александровиче без лишнего пафоса. Вспоминали, какие роскошные тюльпаны и лилии он выращивал на своем участке и как любил их дарить. Как мечтал спуститься по одной из рек на катамаране и долго ремонтировал его у себя во дворе. Насколько он был доверчив и открыт людям, и как не раз его подводила эта доверчивость. Как умел прятать свою природную застенчивость за самоиронией и шутками-прибаутками. Как фанатично гонялся за нужным ему кадром. «Оглянись» — эти кадры здесь. 

Елена Пастухова, директор Амурского областного краеведческого музея:

— У меня возникла идея следующей фотовыставки Владимира Стеганцева — мы ее проведем в темноте при красных фотографических фонарях, при которых проявляли пленку и печатали фотографии. Значительное видится на расстоянии — но не в случае Владимира Александровича. Его незаурядность была видна всегда: он — человек увлекающийся, энергичный, неравнодушный, настоящий. Он, даже не помышляя об этом, делал лучше и нашу жизнь, и нас самих.

Владимир Стеганцев (1947 — 2006) — амурский фотограф, с 1975 года работал фотокорреспондентом газет «Огни магистрали» (Тында), «Амурский комсомолец», «Амурская правда». В 1979 году организовал фотоклуб «Амур». С 2007 года проводится конкурс «Лучшее фото года» памяти Владимира Стеганцева. 

Возрастная категория материалов: 18+