• Владимир Грамматиков: «Эпоха, когда кино воспитывало, закончилась».
  • Председатель киножюри пообещал  судить объективно.

Обещание Приемыхову выполнил

— Владимир Александрович, вы первый раз в Благовещенске?

— Я благодарен судьбе, что побывал у вас. Здесь жил мой друг Валерий Приемыхов. Когда я был директором Киностудии имени Горького, пригласил его на должность главного редактора студии. Мы дружили и каждый четверг ходили в баню, которая была рядом с его домом, а потом шли к нему есть борщ. Это была традиция. Он был потрясающий человек, каких мало, и они почему-то уходят в первую очередь. Он приглашал меня в Благовещенск, тогда как раз затевался ваш фестиваль, и мы вместе сюда собирались. Но Валерочка чуть-чуть не дожил. А я вот выполнил данное ему обещание только сейчас, десять лет спустя. 

— Вы снимаете кино сегодня?

— К сожалению, по моему контракту с каналом Disney я не имел права два года делать самостоятельные проекты. В октябре это соглашение закончится, планы есть. Я давно бегаю с проектом «Шаляпин», у меня есть интересный сценарий. Там прослеживается тема «художник и власть». Но ни одному каналу это не нужно. Видимо, придется отложить. Мой сын Егор (актер и режиссер Егор Грамматиков. — Ред.) сейчас снимает фильм, который я сам хотел снять еще до контракта с Disney, но не находилось денег. Как только подписал контракт, деньги тут же нашлись. Но я уже был связан обязательством и передал проект сыну. Так что деньги из семьи не ушли (смеется). 

— Расскажите, что это за фильм?

— Это такая красивая история, я с ней четыре года носился. Называется «Я оставляю вам любовь». Действие происходит в 1939 году в Лиепае, когда советские и фашистские катера стояли рядом. Картина начинается с того, что молодые люди играют в волейбол, звучит и русская, и немецкая речь. Свисток, конец игры, и мы видим, что одни надевают советскую форму, а другие — фашистскую и расходятся строем в разные стороны по узеньким улочкам Лиепаи. В центре судьба молодых людей — двух девушек, еврейки и латышки, и двух юношей — немецкого офицера и советского врача с одного из кораблей. У них начинаются взаимоотношения, возникают чувства, но война переворачивает все. Восемь серий, мощная по эмоциональности мелодрама. Какой канал возьмет этот фильм, пока неизвестно. 

Пять внуков и «Бумеранг»

— Как вы думаете, ваш «Усатый нянь» имел бы сегодня такой оглушительный успех, как раньше? Ведь в свое время он собрал зрительский рекорд?

— Он немного не дотянул до рекорда — рекордсменами были «Пираты 20-го века», на втором месте «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» — их посмотрели 110 миллионов человек, это в те годы. А у меня было 54 миллиона зрителей, это был рекорд среди детских картин. Мне, кстати, недавно звонил Сергей Проханов, говорит, давай снимем «Усатый нянь – 2». Дети уже выросли, стали родителями, привели своих детей, это частный детский сад, а «нянь» — уже директор этого садика. Даже сценарий какой-то начали писать. Но я за «Усатый нянь – 2» никогда не возьмусь. Никогда! Такое кино должен снимать наивный, светлый, радужный человек. Я себя уже никогда не очищу до такой степени. Я уже обременен двумя сыновьями, пятью внуками и маразмом, который за окном. Прикидываться не получится. 

— Вы часто снимали детей в своих картинах, а вы следите за их судьбой, общаетесь с ними?

— Я вообще много общаюсь с детьми, уже семь лет мы проводим детский форум «Бумеранг» в лагере «Орленок», я по всей стране собираю детей, которые сами делают мультики, снимают документальное или художественное кино. Есть регионы, где на областном телевидении есть подростковые новости. И дети берут такое интервью у мэра, какое взрослым не взять. Как оформлено, как сделано — любо-дорого! Нам выделяют по 420 путевок, и дети в августе приезжают в «Орленок». В течение года по стране проходят 12 региональных фестивалей, где мы отбираем лучших. А на нашем форуме перед детьми выступают лучшие кинематографисты. У нас есть такой проект, чтобы дети сами сняли подростковый телесериал. Идея — показать детям, что интернет можно использовать не только для глупостей и приколов, но и для творческого общения. Из дальневосточников у нас были школьники с Сахалина. Если амурские ребята захотят поучаствовать, то можно зайти на сайт форума «Бумеранг» и выложить там свои работы. 

— Вы сказали, что у вас пять внуков. А чем они занимаются, какое кино смотрят?

— Да, пять внуков, и одни мужики. Они все такие разные! Старший, Никита, окончил гуманитарный университет профсоюзов, курс по звукорежиссуре, потом проучился два года в мастерской режиссуры у Карена Шахназарова во ВГИКе. Сейчас он снял дипломную работу по Чехову. Три друга ему пишут музыку. Вот вернусь с «Амурской осени», и он мне покажет эскизы. Федор поступил два года назад на продюсерский факультет, хотя он по характеру ироничный эгоист и кино не смотрит. Не проучился и года, подрался с охранником, и я его отправил в армию. Я сам отслужил три года, его отец Егор служил два года, а ему год всего. Правда, мы его определили в Таманскую дивизию, чтоб был под контролем. Сейчас он снова сдал экзамены на первый курс. Третий, Иван, поступил в этом году в МГУ на психфак. Я не знаю, откуда у него это, говорю: «Ваня, ты будешь безработным». Но он так хочет. Илюша ходит в третий класс, это романтичный мальчик, хочется сохранить его таким подольше. И самый младший — Давид. Не знаю, откуда это берется, но пингвин для него самое обожаемое существо на земле, он дрожит, когда видит пингвинов, пингвиньи мультики может смотреть часами. 

Вообще поколение 8—10-летних — интереснее не придумаешь, это новая генерация в России. Это новые дети, очень свободные. Не наглые, как дети, рожденные в 90-х, не потерянные, как дети 1980-х. Надеюсь, они будут образованные и у них сложится все прекрасно. 

Из хобби есть время только на баню

— У вас уже такая хорошая кинематографическая династия Грамматиковых образовалась — три поколения: вы, сын Егор, внук Никита. А чем вы сами увлекаетесь, кроме кино?

— Мне не хватает времени на хобби. На канале Disney мой рабочий день с 9 утра до 9 вечера, я очень люблю свою работу. Вечерами нужно еще что-то почитать. Дом у меня за городом, но я снял квартиру в 10 минутах ходьбы от работы, потому что иначе дорога у меня отнимала пять часов в день, это не для слабых людей. В субботу я преподаю, у меня актерская мастерская во ВГИКе. И еще я набрал мастерскую режиссуры на высших курсах сценаристов и режиссеров. Единственный мой выходной — воскресенье. В этот день я еду на дачу, с 11 до 13 у меня баня, что бы ни случилось. А потом мы с друзьями, банными мужиками, по очереди готовим обеды. Иногда барбекю или шашлыки, а иногда уху или борщи варим. Отпуск — это сложно. Он обычно к чему-то приурочен. Сейчас вернусь и поеду на телевизионный рынок в Каннах. Конечно, в таких поездках удается своровать какие-то часы для себя — что-то посмотреть, где-то побывать. 

— Вы кино смотрите только профессионально или для души тоже? Есть что-то, что вам понравилось?

— У меня в театре было очень сильное потрясение. Такое, что, когда я сел в машину, я даже вести ее не мог — у меня был такой озноб восторга. Это когда я посмотрел «Шукшинские рассказы» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Василий Макарович был бы счастлив — все подлинное, настоящее. Я весь спектакль сидел с холодком в груди. Из последних фильмов понравилась «Орда» Прошкина-младшего. Сейчас Сергей Урсуляк, который мастерски снял «Ликвидацию», выпускает «Жизнь и судьбу» по Василию Гроссману. С нетерпением жду. В кино потрясений мало, если честно. Больше недоумения: такие деньги потрачены — и зачем, кому? Ведь и на хорошее, и на плохое кино тратятся одни и те же силы. 

— Зарубежное кино смотрите?

— Ночами смотрю потрясающий сериал — «Война престолов». Как это все скроено, как это придумано! Это классно, но у нас недосягаемо — ни по деньгам, ни по замыслу. У нас же в умах камеди клаб сплошной. Эпоха, когда кино воспитывало, закончилась. Сейчас такое информационное поле, что кино вытеснено из образовательной ниши. Кинематограф вернулся к развлечению, и «Аватар» это доказал. Сейчас кино пошло в сторону 3D, 4D, 5D и так далее. Запахи, звуки, обрызгивания водой, покачивания в креслах… 

— Из собственных фильмов вам что больше нравится?

— Из моих 18 картин я больше всего люблю «Маленькую принцессу». Она снята в 1997 году, и она исчезла, ее мало кто видел. Очень красивое кино по повести Френсис Бернетт, с Настей Меськовой в главной роли, там снялись хорошие актеры — Алла Демидова, Игорь Ясулович, Алексей Баталов. Его показали в панораме моих фильмов на «Амурской осени». Я очень люблю этот фильм и вам советую посмотреть.

У современных детей — «Сумерки» в подсознании

— Детские фильмы сегодня никто снимать не хочет, потому что это очень затратно. Если это сказка, то нужны костюмы, реквизит, декорации. Если фантастика — добавляется компьютерная графика, чудеса. Историко-авантюрно-приключенческий фильм — еще более дорогостоящее дело. Надо понимать восприятие современного ребенка, погруженного в компьютерные игры. Он сам выбирает персонажей, моделирует ситуации. Не хотят они фольговые троны и прочую наивность. Детям, которые у нас собираются на форум «Бумеранг», я каждый год задаю вопрос — что бы из прочитанного за год ребенок экранизировал. Это моя хитрость — узнаешь что-то новенькое, потому что не все успеваешь читать, кроме того, узнаешь направления. Так вот, сказки они хотят страшные, ближе к Гоголю. «Сумерки» заползли в подсознание российских детей, и ничего с этим не поделаешь.

Владимир Грамматиков — актер, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ. Постановщик фильмов «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Мио, мой Мио», «Сестрички Либерти», «Привет от Чарли-трубача» и других.

Возрастная категория материалов: 18+