Пока топлива амурским автомобилистам хватает, но призрак дефицита все равно витает над АЗС.Пока топлива амурским автомобилистам хватает, но призрак дефицита все равно витает над АЗС.

Насколько реально повторение событий весны прошлого года, когда большинство амурских АЗС отпускали бензин только по талонам или ограничивали продажу определенными литрами, АП решила выяснить самостоятельно.

Дефицитная арифметика

Свои опасения о возможном дефиците представители «Альянса» во время мероприятия продемонстрировали наглядно. 

— Согласно исследованиям независимых экспертов, четыре региона ДФО — Амурская и Еврейская автономная область, Приморье, Хабаровский край — потребляют в год 1 миллион 220 тысяч тонн бензина, — начал Андрей Румянцев. — При этом Хабаровский и Комсомольский нефтеперерабатывающие заводы вместе дают в год около 800 тысяч. Значит, остальные 400 — потенциальный дефицит.

Пока нехватку бензина и дизельного топлива (с ним ситуация примерно такая же) покрывает Роснефть, часть горючки тянут независимые поставщики из Омска, Сургута или Уфы. Однако уповать только на Роснефть не стоит, отмечает Андрей Румянцев: 100% объема топлива она не покроет. Не стоит надеяться и на резкое изменение ситуации после реконструкции Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Несмотря на то что в скором будущем сырье на ХНПЗ будет поставляться не по железной дороге, а по трубопроводу, максимум, который удастся выжать из завода, — 500 тысяч тонн бензина в год. Соответственно, еще 300 тысяч тонн остается в дефиците. 

Горючее соглашение

Бороться с нехваткой бензина и солярки на амурских заправках «Альянс» предлагает с помощью соглашения: компания готова заключить договор с участниками топливного рынка на поставку горючего, но в договоре будет необходимо прописать цену и объем поставляемого продукта. В этом случае «Альянс» получает гарантированный рынок сбыта, куда можно будет продавать продукт по заявленной ими же цене. Правда, возникает вопрос: что мешает компании делать то же самое и без соглашения? Ведь, по идее, продавец должен спешить за покупателем, а не наоборот. 

Причина, которую приводит компания, — все тот же дефицит. Однако полностью закрыть потребность Приамурья в бензине «Альянс» не сможет в любом случае — сейчас горючку, по словам Андрея Румянцева, компания пропорционально делит между четырьмя регионами. Однако подобные предложения получили участники рынка и в Хабаровске, и в Приамурье, и в ЕАО. И если кто-то из них подпишет соглашение, именно эти регионы «Альянс» будет обеспечивать в первую очередь. Остальным достанутся остатки.

В итоге либо мы соглашаемся на гарантированный бензин «Альянса» по выгодной для них цене и тем самым, по сути, убираем для них нежелательный фактор конкуренции, либо рискуем получить перебои с поставкой топлива.

Однако в правительстве области к предложению о соглашении отнеслись скептически.

— Точно просчитать, сколько именно топлива использует область в следующем году, невозможно. И потом, кто должен заключать такие соглашения? Правительство Приамурья не уполномочено заключать договор за муниципальные или федеральные учреждения, — говорит замминистра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Ольга Лиштаева. — Также мы не можем отвечать за то, сколько бензина или солярки потратят строительные, горнодобывающие и другие компании. И уж тем более нельзя точно сказать, сколько топлива решат купить в следующем году рядовые амурские автомобилисты. Так что этот вариант для нас не выход.

Надуманные страхи и реальные проблемы

Так что же, призрак дефицита действительно маячит над амурскими заправками? Независимые поставщики топлива придерживаются другого мнения. По их словам, дефицит топлива Приамурью не грозит. Единственная настоящая проблема — отсутствие здоровой конкуренции. Правда, комментировать ситуацию официально такие владельцы АЗС отказались, объяснив причину просто: «Сегодня мы скажем плохо об «Альянсе», а завтра они не дадут нам бензина».

— Конечно, потребление бензина в России растет в среднем на 3—5% в год. Но пока отечественные НПЗ способны обеспечить своих граждан топливом. Проблема в невыгодном для россиян распределении бензина по регионам, — объяснил нам один из независимых поставщиков, попросивший не озвучивать свое имя. — Снабжать Приамурье, по идее, должен не комсомольский и хабаровский заводы — их горючка по-хорошему должна уходить на Сахалин, Камчатку, Приморье. А в Амурскую область правильнее было бы поставлять бензин и солярку из Ачинского или Ангарского НПЗ, которые принадлежат Роснефти. В этом случае, благодаря экономии транспортных тарифов, литр топлива подешевел бы как минимум на два рубля.

В доказательство поставщик привел ценник на благовещенских заправках Роснефти, где продают топливо из Ачинска и Ангарска — действительно, в среднем стоимость бензина там примерно на 2 рубля ниже, чем на заправках «Альянса». 

— Но ведь этих заправок в области только несколько штук, так что реальной конкуренции «Альянсу» они не составляют, — продолжает наш анонимный эксперт. — Независимым поставщикам Ачинск и Ангарск бензин и солярку не продает — отправляет топливо на экспорт. А если бы мы у них закупались, могли бы снизить цену на своих заправках на те же два рубля и сделать рынок действительно конкурентоспособным. 

А пока независимым поставщикам приходится возить горючку из омского (который делится далеко не всегда) или уфимского заводов. Но если цена перевозки топлива из Ачинска и Ангарска — три рубля на литр, то топливо из Омска подрастает по приезде в Приамурье на пять рублей, а уфимское и вовсе обходится нашим автомобилистам на 7 рублей дороже. Такой бензин конкурентоспособным уже не назовешь. Второй вариант — опять же топливо «Альянса». Но те предлагают не более дешевое топливо Хабаровского НПЗ, а привозное, которое они также закупают в Омске или Уфе и, соответственно, включают транспортный тариф в стоимость. Говорить о конкуренции в этом случае тоже не приходится.

— Так что как таковой нехватки бензина нет. Он просто оказывается слишком дорогим для нас из-за неправильно выстроенной логистики. И пока такое положение дел будет сохраняться, нормальные цены на бензин нам не светят, — подводит итог поставщик. — Мы, кстати, прошлым летом написали письмо в УФАС, где рассказали о бензиновой проблеме. Однако ответа так и не дождались.

Искомая конкуренция

Если с дефицитом топлива можно справиться грамотной логистикой, то как же обуздать цены на бензин? Последний раз «Альянс» поднял стоимость на своих АЗС в октябре, и в этом месяце компания вновь не отрицает вероятного повышения. Изменить эту ситуацию можно только одним способом: самим создать конкуренцию. О чем и заявил на круглом столе замминистра экономического развития Приамурья Василий Орлов.

— У нас есть инвестиционный проект по строительству завода, который сможет вырабатывать пять миллионов тонн топлива в год. Он не только покроет все потребности амурского рынка, но и даст возможность экспортировать не сырье, а бензин и солярку. Следовательно, добавочная стоимость останется в экономике нашей страны, — объяснил он. — К тому же этот завод будет работать на новых технологиях, что позволит значительно снизить цену топлива. 

40% потенциальных инвестиций должны прийти из Китая, остальные 60% — из Москвы. Сейчас основная сложность, по словам Василия Орлова, договориться с Транснефтью о поставке сырья. После этого проект будет иметь все шансы на реализацию.

91 тысячу тонн бензина с различным октановым числом и 82 тысячи тонн дизтоплива реализовала НК «Альянс» на территории Приамурья с начала этого года.

УФАС монополию не обнаружило

 — Действительно, в прошлом году мы получали обращение от независимых хозяйствующих субъектов (поставщиков), которым ограничили поставки топлива. Но по результатам проверки данный факт не подтвердился, — прокомментировала ситуацию старший госинспектор отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Амурского УФАС России Юлия Ефременко. — Все отказы в поставке топлива таким поставщикам были обусловлены экономическими или технологическими причинами. В целом нарушений антимонопольного законодательства в части ограничения поставок топлива в Амурской области за 2011—2012 годы зафиксировано не было. 

НА ЧЕМ ЕЗДИТ ПРИАМУРЬЕ (тыс. тонн)

Бензин

94,6 — Нефтяная компания «Альянс»

56,8 — ОАО «Нефтяная компания "Роснефть"»

49,5 — Прочие

Дизельное топливо

117,5 — Нефтяная компания «Альянс»

361,7 — ОАО «Нефтяная компания "Роснефть"»

39,3 — Прочие.

По данным НК «Альянс» за 2011 г.

Возрастная категория материалов: 18+