• 28 м – глубина котлована стартового комплекса, с которого в 2015-м запустят космические аппараты.
  • Владимир Поповкин остался доволен темпами строительства.
  • На стройку приезжают поработать люди со всего Дальнего востока.
  • На стройплощадке космодрома Восточный работает более 650 единиц техники.

Для строителей, которые, по словам подрядчиков, работают круглыми сутками, поблизости от объектов устраивают вагончики, где каждые полчаса можно погреться горячим чаем. Своеобразные «теплушки» устраивают теперь даже для бетона, который укладывают в фундамент технического комплекса космодрома. О том, что на крепком свободненском морозце согрело душу руководителя федерального космического агентства, последний раз посещавшего Приамурье в июле 2011 года, читайте в материале нашего корреспондента.

Рабочие моменты

— Это стартовый стол — основа космодрома, поэтому с нее и начинаем осмотр, — поясняет, указывая на котлован, на дне которого работают десятки людей в оранжевых спецовках, министр по строительству космодрома зампред правительства Амурской области Константин Чмаров.

Над котлованом только что прилетевшему на вертолете главе Роскосмоса Владимиру Поповкину подрядчики и проектировщики обрисовывают ход строительства. Между ними нет лада: первые сетуют на вторых, что те затягивают с документацией. Вторые божатся, что укладываются в сроки. Все вместе это называется рабочие моменты.

У строителей — свои рабочие моменты. Сейчас, например, утренние «всего» минус 17 градусов. «А у нас спецодежда такая. В подошву встроены механизмы: когда ходишь, они вырабатывают энергию и подогревают», — смеется один из рабочих в строительном штабе объекта. Штаб — громкое название для небольшого сборного домика. Возле него фотокора АП, норовившего сигануть в котлован в поисках захватывающих кадров, поймали, снабдили каской и заставили расписаться в журнале по технике безопасности.

— В холода для строителей устраивают пункты обогрева — вагончики, где можно каждые полчаса погреться, чаю выпить. Прошлой зимой здесь днем было в районе –30, ночью до –46 градусов, — рассказывает начальник производственного отдела компании-генподрядчика ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» Константин Исаев. — Сейчас работа идет в две смены — днем и ночью. Ночью тут светло — видите, везде прожектора стоят.

Задача — выйти из земли

Мы беседуем уже возле другого строящегося объекта — технического комплекса, где будут собирать ракеты. Если на стартовом комплексе, откуда через несколько лет полетят аппараты, пока только делают каркас под фундамент, здесь его уже устанавливают и заливают бетоном.

— Здесь большие фундаменты — только одна линия потребует 7,5 тысячи кубов бетона. Всего по техническому комплексу залито около 20 тысяч кубометров, — поясняет Константин Исаев. — Задача — за ближайшие месяцы выйти из земли и в середине декабря уже возводить металлоконструкции верхней части зданий. Работы идут по плану, но из-за задержки проектирования мы ушли в зиму. Бетон морозить нельзя, поэтому мы закладываем туда греющий электрокабель. Чтобы бетон как положено при температуре не ниже +5 градусов схватывался и твердел. Кроме того, на весь массив ставятся под тентом тепловые пушки — это называется тепляк. Там постоянно поддерживается температура +5—10 градусов. Вот наглядный пример, — говорит Константин Исаев, показывая на скрытую под тентом траншею.

Амурский потенциал

На будущей центральной распределительной подстанции — другой наглядный пример поддержания температурного режима. Возле стройплощадки тлеет костерок, возле которого в чане греется цементный раствор. В работающей здесь бригаде много строителей из Красноярска. Всего на космической стройке сейчас задействованы более 2800 рабочих, чуть больше тысячи из них — амурчане.

— Это единственный космодром в стране, где с самого начала — с проектирования зданий — используется местный потенциал, — подчеркивает министр по строительству космодрома запред правительства области Константин Чмаров. — Все основные изыскания, геодезия — все сделано руками «АмурТИСИз», проект системы энергоснабжения делал «Амургражданпроект». Привлечены строительные организации. Мы надеемся на привлечение нашего машиностроительного комплекса. Финансирование идет с нарастающими темпами. В прошлом году было освоено три миллиарда рублей, в этом должно быть освоено уже 20. На следующий год планируется уже 30 миллиардов. Ни с цементом, ни с бетоном перебоев нет. На стройплощадке размещены три бетонных завода. Сейчас на большинстве проектов идет укладка фундаментов. Хотя на промбазе уже ведут надфундаментное строительство. Там завершение первого и главного объекта — административного здания — планируется к середине 2013 года.

Опознанный не летающий объект

Будущее административное здание уже сейчас, когда только строится первый этаж, подозрительно напоминает летающую тарелку. «Будем же в космос что-то запускать. Вот, чтобы им сверху тоже нас видать было, — видимо, подразумевая инопланетян, говорит о строящемся объекте сварщик Сергей Паргачев. Он родом с Байкала, но по вахтам объехал уже все севера — работал в Якутии, Магадане, на этот раз зимовать планирует на космодроме.

Возле «летающей тарелки» стоит нежно-сиреневый подъемный кран, который стерегут три женщины в форме охранников — кому же еще доверить такую красоту. «Женщины ответственнее, — улыбаясь, объясняют охранницы. — Мы тут от частного предприятия, охраняем вместе с милицией. Смены у охраны — сутки через трое. То есть космодром постоянно под неусыпным оком ответственного слабого пола. Кроме этого, на территории установлена система видеонаблюдения.

После «пробежки» по космическим объектам в ДК Углегорска Владимир Поповкин провел итоговое совещание.

— Я, честно, доволен тем, как работы идут. Проблем много — мы больше двух часов совещались. Но главное, что на сегодня работы развернуты. Можно прогнозировать, что, если все пойдет такими же темпами, мы достигнем пика нагрузки в середине следующего года. И тогда 2015 год — это реальный срок полетных испытаний. Мне понравилось деловое критическое отношение местной власти. Это способствует решению проблем, — резюмировал глава Роскосмоса.

Бытовая сторона «космической жизни»

Многие строители живут в вагончиках, рассчитанных на восемь человек, прямо возле объектов. Есть еще два общежития, разместившиеся в отремонтированных зданиях бывших казарм на территории военного городка. В одном из них уже проживает чуть более 240 человек. Второе с такой же вместимостью вот-вот сдадут в эксплуатацию. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин наведался в гости к жителям общежития. Один из них даже оказался дома из-за того, что собрался в отпуск. Житель Зейского района Александр Илишевский работает на стройке плотником-бетонщиком. Он признался Владимиру Поповкину, что получает 20 тысяч рублей и зарплатой доволен. В селе зарплаты меньше 10 тысяч рублей.

В каждой комнате общежития есть душ и туалет. Помещения рассчитаны на 4—6 коек.  — Мы планируем отремонтировать еще четыре общежития, куда заселят около 1000 человек. У нас живут люди из Приамурья, Читинской и Иркутской областей, Хабаровского края, с Камчатки, — рассказала комендант вахтенного городка Наталья Карясова.

Для руководящего состава в самом Углегорске уже выделили 347 квартир — их освободили в свое время военные. Это число хотят довести до 400. По словам Владимира Поповкина, планируется, что жители вахтенного городка будут строить город, где поселятся сотрудники космодрома. Строительство начнется в середине следующего года. На первом этапе возведут многоэтажные дома, где будет жить около четверти всего населения города. Его проектная емкость 30 тысяч человек. Первая очередь городка — дома на семь тысяч. Это то, что по плану должны построить к середине, максимум к концу 2014 года.

Возрастная категория материалов: 18+