• «Человек, совершивший преступление, рано или поздно будет привлечен к уголовной ответственности».

«Если бы не бесценный опыт и талант Юрия Александровича, многого бы не удалось добиться в расследовании нашумевшего дела о чеченской банде, орудовавшей на севере Амурской области», — говорят о профи следственного дела сотрудники регионального УМВД.

Путь в профессию

— После армии я пришел за паспортом, а там попросили зайти в отдел кадров, предложили поступить в школу милиции — по комсомольской путевке, — с улыбкой вспоминает свой путь в профессию полковник юстиции.

Так, неожиданно для себя, Юрий Левченко, который всегда увлекался историей и мечтал связать с этой наукой дальнейшую жизнь, надел милицейские погоны. Начинал в Соловьевске. Тогда на амурских северах еще только создавали поселковые отделения милиции. Приспособленное здание ремонтировалось, кабинета не было, протоколы начинающий следователь составлял на коленке. А свое первое дело по тяжкой статье о ДТП с пятью потерпевшими, трое из которых получили сильнейшие травмы, расследовал почти два года.

— У меня хоть и права были, но водительского опыта почти никакого. К тому же я в технике разбирался плохо. Дважды мне это дело возвращали на доследование. Пришлось и правила дорожного движения выучить наизусть, и механику освоить. Профессиональные тонкости постигал путем собственных проб и ошибок. Главное, чтобы они не были фатальными для конкретных людей.

Однажды ему передали дело об убийстве человека. Два мужика пришли в гости к другу. Хорошо поддали на троих, потом уснули. А когда проснулись, увидели труп хозяина с проломленной молотком головой. Два обвиняемых признали свою вину, но объяснить, как все произошло, не смогли: «Пьяные были, ничего не помним». Казалось бы, признание есть, можно передавать дело в суд — как говорится: «Следствие закончено. Забудьте!» Но что-то в рассказе двоих мужчин не стыковалось, и настойчивый следователь докопался до истины. В итоге убийцей оказалась жена погибшего. Невиновных отпустили из-под стражи.

Отличная интуиция

За годы работы у Левченко было много запутанных дел. Например, о краже крупной суммы денег из кассы одной из организаций. Все улики указывали на заезжего вора-рецидивиста. По предположению группы следователей, деньги он припрятал в частном доме у дальней родственницы. Сыщики на десять раз там все обыскали, перекопали огород, тщательно осмотрели все сараи, курятники, погреб — безрезультатно. Именно Левченко удалось отыскать надежно спрятанный вещдок.

— Идеальные преступления бывают, — считает Юрий Александрович. — Не бывает идеальных исполнителей. В любом хорошо спланированном и гладко совершенном преступлении обязательно найдется ниточка, которая поможет грамотному следователю распутать весь клубок. Главное, увидеть эту зацепку. И здесь не обойтись без интуиции. Тогда интуиция мне подсказала: краденое надо искать в подполье. Я решил еще раз туда спуститься и сам все осмотрел. В полумраке заметил небольшое отверстие у основания печки, в которое с трудом проходила рука. Там я нащупал что-то твердое.

Когда оперативники вынули находку, хозяйка дома так и ахнула от изумления: родственничек спрятал у нее под домом настоящий клад. Кроме похищенных из кассы денег, в мешковине лежали золотые украшения, часы, другие ценности. Благодаря дотошному следователю тогда смогли раскрыть сразу несколько «висяков» по квартирным кражам. Но после пришлось еще изрядно попотеть, чтобы доказать в суде вину ворюги, который обчистил на северах немало квартир.

Задержанный до последнего не признавал вину, говорил, что это братки ему отдали карточный долг. Пока рецидивист сидел — успел поездить этапом по многим тюрьмам Советского Союза. Этим же маршрутом двигалось следствие, разыскивая всех его бывших сокамерников и выясняя, выигрывал ли подозреваемый у кого-то большие суммы. Кончилось тем, что вину доказали.

«Выйду — отомщу!»

На вопрос, угрожали ли ему когда-нибудь подследственные расправой, Юрий Александрович спокойно ответил:

— Угрожали, и не раз. А в последнее время мои подчиненные часто не только слышат в свой адрес угрозы. Случаются даже факты физического неповиновения следственным действиям. За последние два года раз пять с этим сталкивались. Я уже не говорю о том, что на нас постоянно клевещут, пишут жалобы, будто следователи кого-то избивают.

У нас в следственной части в большинстве работают женщины. И трудно представить, как хрупкая девушка может избить здоровенного бугая. Таким образом некоторые подозреваемые лишь пытаются затянуть следствие. Но пусть ни у кого не остается иллюзий: если человек совершил преступление, он рано или поздно будет привлечен к уголовной ответственности.

Следователи погрязли в рутине

По словам Юрия Левченко, раньше в работе следствия было больше самостоятельности. Обвинительное заключение с анализом и изложением доказательств следователь составлял так, как считал нужным, выстраивая убедительную логику. Документы легче читались и воспринимались. В наши дни это особенно актуально, так как все обвинительные заключения в суде зачитываются.

— Сегодня следователь зажат в определенные рамки. И это не на пользу делу, — уверен профессионал следствия. — Структура обвинительного заключения ограничена требованиями Уголовно-процессуального кодекса, но форма изложения значительно усложнилась. Если по делу проходит группа лиц, на каждого надо подготовить отдельный блок в обвинительном заключении, перечисляя одни и те же доказательства. И все это надо представить в суд и адвокатам в бумажном варианте. Следователи сегодня просто погрязли в бумажной рутине! Представьте, по одному из уголовных дел, которое насчитывало 368 томов, нам потребовалось распечатывать 36 копий обвинительного заключения. Это был технический ужас. Мы потратили на это целый месяц и более 600 тысяч рублей. С такой же проблемой сталкивались и по другим объемным делам. Если бы нам разрешили представлять копии обвинительного заключения в электронном варианте, это облегчило бы работу следователей в разы.

325 следователей работает в системе амурского УМВД. Каждый расследовал с начала года и направил в суд более 13 уголовных дел.

13 тысяч дел расследовали следователи амурского УМВД за 10 месяцев этого года, 3375 из них направлены в суд.

Возрастная категория материалов: 18+