На вокзале Тынды ажиотаж — люди штурмуют кассы в надежде купить билет на поезд в сторону восточного участка БАМа. Многие до сих пор не могут поверить в то, что уже через полтора месяца они не смогут добраться до своего дома, места работы. Больше всех возмущены вахтовики с Эльгинского месторождения. Для строителей поезд — единственный способ добраться на работу.

— Мы сами из Забайкалья, работаем на Эльге, вот с земляком решили купить билеты за 45 суток. В кассе сказали, что билеты на поезд Тында — Комсомольск больше не продают, — сетует строитель Игорь Синичкин. — Мы в шоке, сейчас будем звонить нашим коллегам на стройку. На месторождении работают тысячи людей. Как мы все будем добираться до Эльги, даже себе не представляю.

Поезд Тында — Комсомольск отправляется из столицы БАМа каждый день. В нем два купейных, два плацкартных и один общий вагон, однако в зависимости от времени года состав может меняться. Кроме этого, к поезду прицепляется вагон сообщением Тында — Февральск. Последнее время за счет активного освоения Эльгинского угольного месторождения практически все места до Улака, откуда начинается ветка на Эльгу, раскупаются задолго до отправления поезда.

Однако в ОАО «Федеральная пассажирская компания» дают другой расклад. По мнению руководства компании, этот поезд является убыточным.

Принято решение в связи со снижением пассажиропотока в зимний период для оптимизации маршрутной сети и высвобождения пропускных способностей инфраструктуры отменить ряд поездов на железных дорогах России. На Дальнем Востоке в этот список попали два поезда — сообщением Тында — Комсомольск и Тында — Нерюнгри. В Дальневосточном филиале ОАО «ФПК» подчеркивают, что это связано с сокращением дотаций из федерального бюджета на покрытие убытков по пассажирским перевозкам.

Для глав администраций Тындинского, Зейского, Селемджинского районов, по территории которых пока еще проходит поезд Тында — Комсомольск, этот приказ стал новостью номер один. Для амурчан, проживающих в северных районах области, железнодорожный транспорт — единственная связующая нить между отдаленными станциями и столицей БАМа. Каждый день сотни бамовцев приезжают в Тынду, чтобы попасть в больницу, налоговую инспекцию, банк, управление социальной защиты населения или отделение пенсионного фонда.

— Люди уже начали реагировать на эту новость. В районную администрацию поступают звонки от жителей наших поселков. Если поезд отменят, трудно представить, как до Тынды будут добираться люди из трех северных территорий. Непонятно, каким образом в поселки будет поступать почта, как туда будут доставлять продукты, как будут добираться банковские работники, чтобы обслуживать банкоматы. Сейчас мы готовим письмо на имя губернатора Амурской области с просьбой разрешить проблему, ведь отмена этих поездов — крах для района, — говорит глава администрации Тындинского района Геннадий Щербина. — Данный приказ вызывает недоумение на фоне заседания, посвященного вопросам развития Дальнего Востока, которое на прошлой неделе провел президент Владимир Путин. С одной стороны, говорят о развитии БАМа, строительстве второй ветки, а с другой — принимают решение о закрытии единственного пассажирского поезда, связывающего восточные участки магистрали.

На востоке от Тынды в Приамурье находятся девять железнодорожных поселков: Маревая, Дипкун, Тутаул, Верхнезейск, Огорон, Тунгала, Дугда, Февральск и Иса. До большинства из них можно добраться только по железной дороге. Хоть какое-то устойчивое автомобильное сообщение с районным и областным центрами есть только у Февральска. Таким образом, отрезанными от внешнего мира останутся более десяти тысяч человек.

Кроме поезда Тында — Комсомольск, с 15 января 2013 года планируют отменить поезд № 657/658 Тында — Нерюнгри. В связи с этим бурное возмущение выражают работникам касс жители амурского поселка Могот и население Южной Якутии. Однако, в отличие от бамовцев, проживающих на восточном участке, здесь есть альтернатива железной дороге в виде федеральной автодороги «Лена».

Тему ликвидации пассажирских поездов на севере Амурской области сейчас активно обсуждают в вагонном депо Тынды, которое обслуживает эти поезда. В результате отмены маршрутов могут быть сокращены около ста проводников, механиков.

В правительстве Амурской области пытаются найти точки соприкосновения с железнодорожниками и отстоять состав Тында — Комсомольск, который в прямом смысле является поездом жизни для тысяч людей, живущих на севере региона.

Власти поддерживают автобусные перевозки

Тем временем вопрос обеспеченности Приамурья пассажирским автотранспортом обсудили накануне в правительстве области на заседании президиума совета глав муниципальных образований под председательством губернатора Олега Кожемяко. Сегодня в области действуют 409 маршрутов протяженностью 22 тысячи километров. Их обслуживают около полутора тысяч автобусов, однако автопарк достаточно изношен. Между тем, как пояснил министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Сергей Садовников, перевозчикам в Приамурье оказываются различные виды государственной поддержки. Так, с 2011 года в рамках различных программ на эти цели было выделено 14,9 миллиона рублей, закуплено 34 автобуса. Кроме того, 34 перевозчика получили финансовую поддержку по направлению развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В ходе обсуждения органам местного самоуправления рекомендовали рассмотреть вопросы оптимизации автобусной сети, объединения убыточных и рентабельных маршрутов, возмещения части затрат по социально значимым маршрутам, а также ряд других возможных мер поддержки.

6 автобусов благовещенской «Автоколонны 1275» будут возить пассажиров в Белогорск. Предполагается, что это улучшит экономическое состояние предприятия. Автоколонна стала единственным участником конкурса на обслуживание маршрута. На трассу выйдут новые автобусы DAEWOO, которые предприятие получило в этом году.