• Павел Вепрев, прокурор космодрома Восточный.

В последнее время ЗАТО Углегорск занимает первое место среди населенных пунктов Приамурья по росту преступности. В чем причина такого криминального скачка? С этого вопроса мы начали разговор с прокурором космодрома Восточный Павлом Вепревым.

— Во-первых, в три раза увеличилась территория, относящаяся к космодрому Восточный: сюда перешла теперь часть Свободненского и Шимановского районов. А во-вторых, население с учетом строителей увеличилось в два раза, — пояснил Павел Валерьевич. — Всплеск преступности в принципе был ожидаем, мы к этому готовились. И надо отметить, что роста особо тяжких преступлений (убийств, изнасилований, грабежей) на общем криминогенном фоне не произошло. В основном это мелкое воровство среди работников, задействованных в строительстве, и хищение имущества на предприятиях, где не было надлежащей охраны объектов. Народ ведь у нас несет все, что плохо лежит. 

О КОРРУПЦИИ...

— Это все мелочи. Павел Валерьевич, когда общаешься с представителями бизнеса, они говорят: «Большие стройки — это не только большие объемы и бюджетные деньги, но и большие откаты». Как обстоят дела в плане борьбы с коррупцией на космодроме Восточный?

— Говорить о том, что такие моменты могут быть и распространены массово на космодроме Восточный, пока рано. Стройка в объемную фазу еще не вступила. Фактически исполнен пока только один госконтракт по строительству автомобильной дороги — ее первой очереди, первого этапа. По мере сдачи объектов подрядными организациями с привлечением специалистов будем проводить экспертизы качества строительства, проверять, соответствуют ли объемы выполненных работ заявленному качеству и произведенной оплате. Мы сделаем все, чтобы не допустить масштабных нарушений законодательства. В том числе проплат, как это было во время строительства объектов для саммита АТЭС, когда рушились новые дороги, потому что использовались не те материалы. Возникали вопросы к заказчикам, которые не проверяли качество выполненных работ.

— Вы контролируете графики строительства космодрома и госконтракты. Сколько их уже заключено на главной стройке Приамурья и каковы объемы освоенных финансов?

— На сегодняшний день на космодроме Восточный заключено девять госконтрактов. Мы отслеживаем все вопросы, связанные с оплатой и прохождением бюджетных денежных средств. В настоящее время произведено оплат всего на 300 миллионов. Это мизер по сравнению с теми финансовыми потоками, которые сюда поступят и которые предстоит освоить. Эту сумму мы сейчас проверим, законна ли она и соответствует ли качеству и объему выполненных работ. Будем решать вопросы о возбуждении уголовных дел, если установим факты нарушений требований законодательства, в том числе отступление от проектно-сметной документации. Допустим, арматуры нужно было 200 тонн потратить, а ее ушло в два раза больше. Возникает вопрос: почему?

— Но строительные работы уже ведутся, а проектно-сметной документации, как известно, еще нет? С чем сверять будете?

— Из девяти госконтрактов на три уже выдано разрешение для проведения строительных работ, остальные шесть еще в стадии разработки. Нас заверяют, что скоро вся проектно-сметная документация будет готова.

— Насколько можно быть уверенным в том, что объекты космодрома будут построены качественно?

— Это покажут проверки. Мы начнем их уже с февраля. Уже создана межведомственная группа. Причем проверки будем проводить не только по фактически принятым работам, но и параллельно будем проверять объекты, которые только еще начинают строить. То есть контроль будем осуществлять на всем процессе строительства всех объектов космодрома Восточный. К проверкам будем привлекать квалифицированных специалистов из Ростехнадзора и Госстроя. А после того как они проведут исследования и сделают выводы, мы эти выводы будем еще сверять с другими компетентными организациями.

— С какими?

— Об этом я умолчу. Мы придерживаемся принципа: доверяй, но перепроверяй. Все ради объективности. Мы работаем только четвертый месяц. Сейчас вопрос стоит в налаживании источников, аккумулировании всей необходимой информации — ее поступлении и анализе. Наработки есть, но сиюминутных результатов и каких-то громких заявлений ждать не следует. Иногда приходится отслеживать ситуацию и собирать доказательную базу полгода и дольше с момента появления информации, чтобы по максимуму дойти до верха коррумпированной цепочки. Просто так хватать мелкие сошки нет смысла — нужно ломать всю цепь. Взять тот же АТЭС: по некоторым делам сопровождение шло и два года, и три. И только сейчас пошли громкие процессы и аресты. Когда у нас появятся реальные результаты, обязательно их озвучим.

 ...И ТРУДОВЫХ НАРУШЕНИЯХ

— Павел Валерьевич, давайте поговорим о людях труда. Львиную долю среди выявленных вами нарушений при строительстве составляют совершенные в области трудового законодательства. Какие это нарушения и какая польза народу от того, что вы их выявили?

— В строительстве космодрома Восточный задействовано 43 различных организации, из них 13 филиалов Дальспецстроя и 30 различных субподрядных организаций. Чаще всего работодатели нарушают сроки выплаты заработной платы, правила охраны труда и незаконно удерживают со строителей деньги за спецодежду или перерасход бензина. Что только не придумывают. Высчитывают из зарплаты деньги даже за услуги кадровых агентств. Это все незаконно. Поэтому десятки должностных лиц привлечены к административной ответственности. И юридические лица тоже привлекаем. Каков реальный результат? Заставляем делать перерасчеты и потом контролируем, чтобы деньги людям действительно вернули. Сейчас большое внимание уделяем по качеству обслуживания работников — это их питание, места проживания. Недавно мы проверили все пункты питания рабочих, и везде установлены нарушения.

— Некачественные продукты?

— В том числе. В частности, обнаружили в столовых мясо, консервы без каких-либо сопроводительных документов. Откуда взялась эта продукция, можно ли ее вообще есть, непонятно. Подтвердить качество руководители общепита не смогли. Все это было снято с реализации и уничтожено. Мы также выявили много нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства как на кухнях, в столовых, так и в банях, где люди моются. А это все очень серьезно. Работает по 200—300 человек. Не дай бог какая-то инфекция, сразу все слягут.

Я сам еженедельно объезжаю все строительные площадки, вахтовые городки, постоянно выезжают на объекты мои помощники, разговаривают с рабочими, раздают телефоны. Те, кто боится, что их уволят, могут позвонить нам анонимно и сообщить о каком-то нарушении. Мы затем эту информацию проверяем. Эффект от такой прямой линии есть. За два месяца нам поступило больше 30 жалоб. Ни одну мы не оставили без внимания. Это говорит о том, что нам доверяют. Люди видят реальный эффект от вмешательства прокуратуры — их лучше кормят, возвращают незаконно удержанные деньги. И что немаловажно — подрядчиков Дальспецстрой стал выбирать более серьезных и ответственных. Тоже делают выводы.

СТРУКТУРА ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ В ХОДЕ СТРОИТЕЛЬСТВА КОСМОДРОМА ВОСТОЧНЫЙ

Трудовое законодательство — 350

Миграционное — 50

Охрана окружайщей среды — 13

Санитарно-эпидемиологическое — 10

Пожарная безопасность — 3

Землепользование — 1

Экономика — 1