Михаила райвоенкомат направил в Свободный, в пехотное училище. Курс был ускоренный, так как призывали большое количество людей, а командиров катастрофически не хватало. После окончания училища молодого лейтенанта направили командиром взвода автоматчиков в 204-ю стрелковую дивизию. Затем был долгий путь на запад.

«После 11 суток в поезде и двухдневного пешего марша на рассвете мы подошли к огромной широкой реке — это была Волга, а на той стороне огромный город. Это был Сталинград, — вспоминает Михаил Васильевич. — Местные жители встречали нас хорошо, подносили воду, молоко. Говорили: «Раз дальневосточники пришли, то Сталинград точно фашистам не отдадут». Это нас воодушевляло».

У переправы через Дон у города Калач молодой командир прошел боевое крещение. Бои были настолько тяжелыми, что после 5—6 атак погибали целые батальоны. В сентябре советские войска оказались прижатыми к Волге. Немцы по громкоговорителям предлагали сдаться.

«Не забуду тот момент никогда. У меня в пистолете оставалось четыре патрона, а впереди целая ночь и неизвестность, — сдерживая слезы, рассказал ветеран. — А утром с того берега заговорили катюши, сотни огненных снарядов пролетели над нами. Началось переформирование частей, подошло пополнение. В это же время подписали приказ Сталина о том, что за Волгой для нас земли нет».

А затем снова в путь. С боями мы оказались у Северного Донца и в районе города Белгорода. В августе 1943-го Михаил Сухарев был ранен, и его отправили на Дальний Восток — долечиваться.

Уже после лечения гвардии старший лейтенант-орденоносец попал в свою родную школу в Зее военруком, со временем заочно окончил два института. Вместе с супругой Надеждой Матвеевной вырастил трех сыновей.

Судьба другого сталинградца-героя Михаила Ароновича Орлова похожа. Амурчанин прошел весь ад Великой Отечественной. До войны учился в строительном институте, затем в военной школе летчиков, потом его направили в бригаду морских пехотинцев, которую позднее переформировали в 27-ю стрелковую дивизию. Она как раз и обороняла Сталинград. После тяжелого ранения Михаил Орлов окончил школу военных летчиков и воевал на Дальнем Востоке. После демобилизации принимал активное участие в строительстве аэропорта в Благовещенске. В гражданской авиации он прошел все ступеньки — от диспетчера до начальника аэропорта.

В этом же строю героев еще один амурчанин — Максим Андреевич Емельяненко. Участник Сталинградской битвы, ставший инвалидом в 20 лет, но не потерявший веры в жизнь, который после войны отработал 37 лет директором школы.