• Участкового уважало все село.
  • За свою службу Юрий Рябых  получал только награды.
  • «Мой внук ни в чем не виноват».

Однако местное население посчитало, что наркозависимый юноша оговорил порядочного человека, и встало на защиту своего Анискина. В непростой ситуации разбирались корреспонденты АП.

«Мы дойдем до Путина»

«Наш участковый в СИЗО, а пацан на свободе гуляет под кайфом и над всеми глумится. Вон в минувшую субботу в Борисоглебке в клубе снова подрался, стал сотовый у одного мальчишки забирать, — возмущается работник полеводческого предприятия ООО «Том» Андрей Монин. — Да он на следующий день после того, как в него стреляли, по деревне на мопеде катался. А потом на дискотеке вытанцовывал, раненый в голову. Участкового арестовали неправильно: ему не поверили, а наркоману поверили. Верните нам его, в противном случае мы дойдем до Путина».

Во дворе сельхозпредприятия, что в селе Ильиновка, перекур. Причина — приезд журналистов, ведь это единственная возможность донести до властей сельский крик души. Признаюсь честно, столько теплых слов я слышала только в день профессионального праздника полиции.

— Юрий — нормальный мужик, — вторит Денис Миносян. — В Чечне воевал, боевые медали и награды имеет. 9 сел обслуживал. Из полей не вылазил. Его все уважали и боялись. А сейчас мы остались без единственного защитника! Верните нам его, иначе наркота задавит. Мы здесь в поле, а дома наши жены и дети остались, кто их защитит? Наркота проклятая совсем озверела. Уже в поисках зимней конопли по дворам шарят, ничего не боятся. А что летом будет?!

Из разговоров с мужиками понятно одно — достали аграриев наркоманы. С подворий скот угоняют, солярку с тракторов и комбайнов сливают. Да еще и угрожают механизаторам: мол, если поле перепашете, мы ваши дома подожжем. «Бывало, Юрке ночью звоним, приезжает на своей машине, проверяет территорию. Прошлым летом два притона по изготовлению гашиша накрыл. В него даже стреляли», — заступаются за земляка ильиновцы и борисглебцы.

Ночной дозор

О том, что наркоманы держат села в страхе, говорит и жена Юрия Анастасия Рябых.

15 февраля в восемь вечера Настя увидела, как к их дому подъехала черная «Тойота». Из машины вышли несколько мужиков в масках и пошли рвать коноплю, что растет за забором.

— Муж в этот момент был в Благовещенске, — вспоминает молодая женщина. — Его, как ветерана чеченской войны, принимали в «Боевое братство». Я выхожу на улицу и вижу, что один бежит со стороны моего подворья. От страха начинаю кричать, а он нагло прет на меня: «Че орешь, мужа-то дома все равно нет!» Дальше пошли угрозы, что меня сейчас на забор посадят, матку вырежут. Тут на него наша кавказская овчарка Ирма выскочила. Они испугались и уехали. По загоревшимся габаритам я увидела, что машина тормознула у дома Ильи Михайлова (фамилия и имя пострадавшего изменены. — Прим. АП).

Молодая женщина хотела написать заявление в полицию, но муж не позволил — сказал сам разберется. Тогда в семье подумали: возможно, Михайлов причастен к распространителям наркотиков и является в этом звене наводчиком.

Обвиняемый и пострадавший выросли в Борисоглебке. Оба окончили местную школу. Один прошел чеченскую войну, был ранен, затем посвятил жизнь людям. Другой пошел по легкой дорожке: после девятого класса поступил в сельхозтехникум, но через полгода был отчислен за хулиганство, вымогательство и прогулы. Заставали его и в наркотическом опьянении. Илья нигде не работал, слонялся по селу и слыл безбашенным человеком. «Не уважал пожилых людей. Даже с топором за дедом и бабкой гонялся, — уточняют пенсионерки возле сельсовета. — В общем, нехороший мальчик».

Подстреленный здоров

— Да какой там мальчик, в мае уже 18 лет будет! — замечает глава Борисоглебского сельсовета Ирина Романова. — Я не верю в то, что произошло. Месяц все село гудит. Не мог Юрий стрелять в подростка — такого уравновешенного человека еще поискать надо.

Пострадавший ходит по селу. На мой взгляд, он абсолютно здоровый. Семья у этого юноши вполне благополучная. Возможно, мама ему мало уделяла времени, где-то они его упустили. Лет с 15 начал хулиганить. За очередной проступок вызвали его на совет общественности — да куда там, мать так за сына заступалась! Всех обвинила: и нас, и педагогов.

Роковая случайность

За оружие все же взяться пришлось. Этот факт не скрывает участник тех роковых событий, друг полицейского Сергей Дзех. Снайпер-разведчик более четырех лет провел в Чечне.

— 3 марта я приехал в гости к братьям Юрию и Виталию Рябых, — объясняет ситуацию Сергей. — Юрий и его брат Виталий собирались в рейд, ведь на участкового возлагается столько задач: контроль за незаконными рубками, семейные дрязги, бытовуха, наркоманы в поисках сырья. В глуши всякое бывает, поэтому Виталий взял травматический пистолет. Возвращаемся, звонит Настя, жалуется, что ко двору снова подъехала черная «Тойота». Не доезжая до Борисоглебки, увидели бредущего по дороге Михайлова. Попросили сесть в машину. Юрий стал у него расспрашивать, чья машина приезжает в село, кто этим занимается? Парень был явно не в себе, принялся хамить, тупить, говорить, что за ним стоят серьезные люди, а мы — никто. Виталик не выдержал, выпихнул его из машины и сам выбежал. Я вышел тоже. Юрий сидел на переднем сиденье, писал протокол. Пацан начал хамить, просто вывел меня из себя. Я выхватил из нагрудного кармана Виталика травматический пистолет и решил пугануть слегка. Пуля пролетела мимо шеи, потом я два раза пальнул в воздух. Юрка выскочил из машины и закричал: «Что вы делаете?!» Сели в машину, Михайлов тут же пришел в себя и начал давать показания, кто в поисках наркоты приезжает в село. Если бы мы его ранили, то, наверное, он бы кричал. Да неужели мы бы бросили юношу, истекающего кровью и в бессознательном состоянии?! У него и крови не было — на подушке ни следа. Только пятно на шее, как от ожога. Довезли до дома, он сам пошел. Если уж мы такие гады, так действовали по закону жанра, чтобы себя выгородить, напихали бы потерпевшему полные карманы наркотиков да сдали бы куда надо, заявив, что оказал сопротивление. Юрка еще бы и повышение заслужил.

Утром Сергей узнал, что его друг уволен из органов. Приехал в Следственный комитет давать показания. «Однако следователь меня не принял, сослался, что занят, — говорит стрелявший. — Мы его в машине прождали с 8 утра до 8 вечера. А за это время по решению районного суда Юрия взяли под стражу. Я слышал, что мать пострадавшего уже написала заявление, что ее сын не помнит, кто в него стрелял, но это не помогло изменить меру пресечения Юрке».

Жену не пускают на свидания

Жена участкового Настя выходит нам навстречу, замечает письмо в почтовом ящике.

— Это от Юры, — глаза женщины наполняются слезами. — Поддерживает меня, верит, что следователи разберутся. Говорит, что в СИЗО качает пресс, голубей прикормил. За что они так с ним?! Он столько лет работе отдал. Имеет много грамот, медаль за отвагу и приказ за подписью Бориса Ельцина. Три месяца до пенсии оставалось, и вот — уволен по статье за грубое нарушение служебной дисциплины. А какое может быть нарушение? 3 марта ночью пришел домой, поужинал, выпил граммов двести водки. Неужели не имел права в свободное время выпить? Лег спать, а в час ночи его подняли, повезли в Екатеринославку, и нашли в крови алкоголь. Если бы дали выспаться и протрезветь, ничего бы этого не было.

— Пусть отвечает по заслугам, — заявляет бабушка пострадавшего Татьяна Неронкина. — Ребенок шел домой, его как преступника посадили в машину и увезли в поле, побили, подстрелили. Дыра на шее не большая, но глубокая. Илья жалуется, что бок болит. Сейчас он в Благовещенске лечится, а люди на него всех собак вешают. Если наркоман, так убивать его, что ли? Да разве виноват он, что конопли здесь море?

МНЕНИЯ

Алексей Лубинский, помощник руководителя управления СК РФ по Амурской области:

— 12 марта Юрию Рябых было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 статьи 286 УК РФ «превышение должностных полномочий с применением насилия». В ходе следственных действий было установлено, что выстрел в несовершеннолетнего произвел сотрудник полиции. Поскольку это тяжкое преступление и наказание по этой статье предусматривает до десяти лет лишения свободы, было принято решение об ходатайстве перед судом о заключении подозреваемого под стражу. Почему заключение в СИЗО, а не домашний арест или подписка о невыезде? Это сотрудник правоохранительных органов, который имеет доступ к личной информации. В ходе следствия он мог бы оказать давление на потерпевшего и свидетелей. Потом поступали и другие заявления, что стрелял не участковый, а его друг. Об этом свидетельствует и потерпевший: он якобы не видел, кто стрелял в него. Хотя при первоначальной проверке детально воспроизвел всю картину. И, судя по тем показаниям, не видеть, кто в него стрелял, просто не мог. Мы не выгораживаем потерпевшего, это далеко не тихий и безобидный подросток, наркозависимый, но в момент, когда он шел по дороге, он не совершал преступления. Очень часто люди выгораживают друг друга. Ведь участковому грозит до 10 лет лишения свободы, а Дзеху за аналогичное преступление — штраф или мировое соглашение. Потерпевший получил ранение в височную область. Что интересно, Михайлов несколько дней проходил с пулей в голове.

Евгений Громовзамначальника УМВД по Амурской области по работе с личным составом:

— Утром 4 марта руководство МО МВД России «Октябрьский» выехало в Екатеринославку для установления обстоятельств. Юрий Рябых находился на рабочем месте в форменной одежде при исполнении служебных обязанностей с признаками алкогольного опьянения. В 14 часов, почти в разгар рабочего дня, прошло его освидетельствование — экспертиза подтвердила наличие алкоголя. За грубое нарушение служебной дисциплины Рябых был уволен. Хотя этот человек характеризуется положительно. Но какие бы у него ни были заслуги перед Отечеством, перед законом все равны.

503 человека проживает в Борисоглебке Октябрьского района. Под контролем участкового Юрия Рябых было 9 сел. Почти каждый деревенский житель встал на защиту полицейского.

23 участковых не хватает в Амурской области. Недокомплект в Углегорске, Белогорске, Свободном, Сковородине.