• Изделие готово!
  • Главное правило гончара — воды много не бывает.
  • Любимое занятие Натальи Грызловой — роспись  изделий в стиле майолики.
  • Сырные доски. Сыр на них, правда, не порежешь, но кухню они украсят.
  • Муфельная печь, в которой производят обжиг.
  • Илья готовится создать очередной шедевр.
  • Обожженные изделия ждут своего часа на роспись.
  • Один из самых податливых материалов получить не так-то легко – нужно смешать несколько сортов глины.

— Вот, смотри, берем такой кусок глины, кувшин с водой, затем ставим материал на круг и начинаем, медленно поливая, раскручивать, причем воды должно быть много, лишняя сама уйдет, — азы гончарного искусства Владимир Грызлов показывает с особым тщанием — рядом помимо журналистов тонкости процесса постигает приемный сын Илья. Как оказалось, керамикой начальник ДВВКУ увлекся несколько лет назад, затем построил мастерскую и заразил необычным увлечением всю семью. Причем без военных хитростей здесь не обошлось: хобби строится на четком разделении труда.

— Дело в том, что в работе с глиной нужна мужская сила, — рассказывает Владимир Михайлович. — Я, когда начинал, Наталье Леонидовне так сказал: мое дело — технология, приготовление глиняной массы, а твое дело — расписывать, ведь жена у меня художник. Так с тех пор и работаем. Теперь вот и сын начал интересоваться — кое-что уже получается. Такой у нас семейный подряд.

В этот момент на гончарном круге начинается маленькая революция — почувствовав отвлечение мастера, глина начинает следовать инерции, оставляя в руках юного гончара стенки без донышка.

— Это оттого, что я мало воды подлил, — вздыхает Илья. — Сейчас исправим. Тут, как мне папа рассказал, очень много нюансов: одного умения центровать (держать в центре круга. — Прим. ред.) глину и правильно смешивать сорта недостаточно. Главное — смотреть, чтобы в материале не было складок, потому что так в изделии окажутся воздушные промежутки. Воздух, который в них, при запекании может нагреться и разорвать не только вашу вазу, но и уничтожить все остальные работы.

Гончарные изделия Наталья Грызлова расписывает в стиле майолики — пористую глину покрывают слоем глазури и запекают в муфельной печи, где краски становятся на несколько тонов ярче.

— Для меня это своего рода отдых, медитация, — поделилась Наталья Леонидовна. — Я, когда иду в мастерскую, могу телефон не брать, музыку не слушать — просто сижу и наслаждаюсь красками, придумываю картины. Здесь забываешь о каких-то сложностях на работе, словно отключаешься полностью.

Но самая важная часть совместного творчества Грызловых еще впереди — на полках своего часа ждут части изразцовой печи, которую в прошлом году чета сделала в Сочи под руководством известного русского керамиста Юрия Новикова.

— Вообще, специалистам нужно месяца три, чтобы установить такой камин, — улыбается Владимир Михайлович. — Но я не специалист, так что дело может и подзатянуться. В любом случае хочу верить, что к осени, когда камин понадобится, он будет готов.

Вазы, тарелки, сырные доски, кувшины и прочее — все это Грызловы дарят друзьям, подтверждая простую истину, что лучший подарок — сделанный своими руками.

У Натальи Грызловой — два художественных образования, несколько экспозиций международного уровня и членство в Союзе художников России (картины Натальи Леонидовны выставлялись в Академии искусств Алжира и других стран).

Возрастная категория материалов: 18+