• В момент визита журналистов АП на ферму по территории гуляли несколько коров.
  • Это фото отощавших от недоедания коров сделали сотрудники семиозерской фермы.
  • Управляющий Сергей Стременюк проблем не отрицает.
  • Фото отощавших коров, сделанное сотрудниками семиозерской фермы.

Ситуация осложняется тем, что «Поляное» принадлежит ОАО «Агропром» «Оборонсервиса» — структуре, подведомственной Министерству обороны России. Областные власти предлагали москвичам несколько вариантов спасения предприятия, было несколько желающих выкупить ферму, но решение вопроса затянулось. Корреспонденты АП выехали в Семиозерку на следующий день после звонка от сотрудников фермы — в прошлую пятницу. На предприятие уже завезли несколько КамАЗов сенажа, однако истощенному стаду этого хватит ненадолго.

Современный комплекс и элитное австралийское стадо фактически остались без хозяина, говорят семиозерцы. По словам сотрудников (все они боятся называть свои имена), два дня на прошлой неделе коровы ничего не ели. Да и сейчас кормят животных один раз в день вместо положенных двух.

— Если раньше коровы недоедали — максимум сутки нечем было кормить, то тут вообще голодали! Зайдешь в сарай, все стадо — му-у-у! Даже нам, мужикам, невозможно слушать, как скотина воет от голода, — пересказывает события прошлой недели скотник. — Гравий даже ели. Коровы от истощения падают на ноги, и их сразу на забой.

В подтверждение своих слов семиозерцы показывают фотографии и видео худых буренок, на которых без слез не взглянешь. Чтобы хоть как-то спасти племенное стадо, в прошлый четверг животных выгнали за территорию фермы — на пустующий сеновал. Истощавшие коровы искали себе пропитание сами — подбирали остатки сухой травы, палки и камни, в общем, что бог пошлет.

Когда у племенного стада был полноценный рацион, люди уже и не помнят. В меню давно нет ни размола, ни добавок, весь скот кормят одним и тем же. Завезенный сенаж, конечно, поможет коровам протянуть несколько дней.

— Но там же одна люцерна, ее много давать нельзя — коровы травятся. Да и объемы не те совсем — раньше было по 12—15 кормораздатчиков, а сегодня вот три раздатчика — 15 тонн корма на все поголовье, — объясняют сотрудники фермы. — Вместо соли, которую им нужно давать, урину свою пьют.

С 16 октября прошлого года весь коллектив молочно-товарной фермы, которая является структурным подразделением «Поляного», уволили в связи с ликвидацией предприятия. С четвертого квартала 2012 года Агропром заключил договор на оказание услуг по содержанию и кормлению крупного рогатого скота молочной фермы с ООО РКЦ «Рассвет». Эта же компания осуществляет реализацию молока. Семиозерцы поверили в возрождение градообразующего предприятия. Говорят, поначалу оставались запасы кормов еще со времен «Поляного». Когда они закончились, провиант для голштино-фризов новые «хозяева» закупали регулярно. По словам сотрудников фермы, ситуация с питанием скота заметно ухудшилась месяца два назад. На голодном пайке удои австралийских коров, славящихся рекордной продуктивностью, сильно упали. Сейчас их доят вместо трех раз в сутки только дважды.

— Раньше корова давала по 15—18 литров молока, ну 10 точно. Сейчас, если накормят с утра, то только пять-шесть, — говорит оператор доильного цеха. — А что с них взять — коровы худые, хромые, еле ходят, очень жалко их! Чтобы молоко стабилизировалось, им надо неделю отъедаться. Убивают по 4—6 голов в день, в основном после отела.

На ферму журналистов АП, конечно же, не пропустили. Однако управляющий Сергей Стременюк (он на этой должности уже около пяти месяцев) вышел к нам на проходную. С упреками, озвученными семиозерцами, соглашается — с питанием дела плохи, Агропром денег не выделяет, «хотя отсудили 6,5 миллиона». Но накануне нашего визита коров, к счастью, уже накормили — было завезено три КамАЗа, еще два были на подходе.

— Скот кормим с колес. Сутки — да, голодали коровы, но чтобы двое суток ничего не ели — не было такого, — отрицает Сергей Гаврилович. — В среду после обеда и до вечера четверга не кормили, но около 18 часов корм привезли, до 9 вечера уже накормили всех. Мне нет резона врать.

По его словам, завезенного провианта хватит примерно до 28 апреля. Хотя, как сообщили АП сотрудники фермы, этот объем можно растянуть лишь на несколько дней. Информацию о том, что на ферме массовый падеж, управляющий не подтверждает. Как сообщил Сергей Стременюк , поголовье КРС сейчас составляет 860 голов, из них 325 — дойного стада. Тем не менее, согласно информации минсельхоза области, которую мы запросили, на 1 января на ферме было 911 голов, в том числе 418—дойные коровы.

— Падежа не было, у нас вынужденный забой — хромых приходится забивать, — объясняет управляющий. — Коровы не умирают. На ноги падают — да, но не от питания, а от состояния. Медикаментов нет, даже бинтов. Раньше закупали за свои деньги регулярно, но больше у нашей компании средств нет. И Шойгу писали, но никому дела нет.

 «Это не рассвет, а закат»

Скот в коровниках стоит в грязи — сена нет уже месяц. Жители села показывают сеновал, где раньше все было завалено рулонами. Там, где возвышались кучи силоса, сейчас тоже пустота. Почти все население винит в сложившейся ситуации «Рассвет». В селе только и разговоров о том, как жили хорошо и как докатились до того, что голодает скотина.

— Это закат, а не рассвет, — отзывается о работе временного хозяина — фирме РКЦ «Рассвет» местная пенсионерка.

— Я раньше работала на комплексе — коровы были как бочки упитанные! А сейчас выгнали пастись коров — снег есть, так они как с Бухенвальда, — возмущается начальник отделения связи Марина Попова. — А такие деньги были вложены в ферму — там же компьютеризированная доильная установка из Швеции. Если сейчас развалится «Поляное» — это беда для всего села, здесь же больше негде работать!

— Зарплата раньше была стабильная. Муж, например, получал под 20 тысяч, мы горя не знали — где молочко свое сдадим, а сейчас дурдом, — подхватывает молодая жительница села. — Люди только фермой выживали. Ладно, молодежь уехать куда-то может, а в возрасте перед пенсией кто на такое пойдет?

Фермой интересуется поставщик продовольствия для заключенных

В селе поползли слухи, что предприятие достанется какой-то другой компании. «Мы слышали, что "Рассвет" узнал об этом и тащит все, что возможно, — поделились своими подозрениями переживающие за предприятие семиозерцы. — Вывезли семена, удобрения — этого могло бы хватить, чтобы посеять корма для скота. Пару недель назад зацепили культиватор, увезли в неизвестном направлении. Двух лошадей увезли. А ведь они это не закупали…»

По данным на прошлую неделю, договор, согласно которому содержание семиозерской фермы осуществляет РКЦ «Рассвет», 1 апреля продлен не был. Что это означает, АП выяснить пока не удалось. Руководство «Рассвета» сообщило, что им ничего не известно о каких-то других претендентах в собственники фермы, которые одобрены Агропромом . «У нас договор бессрочный, с подписанием соглашения ежемесячно, на апрель оно не подписано, — рассказал АП гендиректор Игорь Соколов. — Это предприятие существует благодаря тому, что мы в октябре зашли туда, сохранили его. И до сих пор пытаемся оставить на плаву. Мы подрядная организация, с которой заключен договор на содержание, мы хотим быть собственником. Но ответа из Москвы нет. И свои обязательства другая сторона не выполняет».

Как вчера рассказали АП семиозерцы, в минувшие выходные на предприятие уже приезжало руководство другой компании, желающей стать владельцем фермы. По непроверенным данным, это ФГУП «Амурское» Федеральной службы исполнения наказаний России.

 Татьяна Якимчук, глава села Семиозерка:

— Имущество фермы принадлежит военным, но как на них воздействовать? Но и сказать, что народ бросили на произвол судьбы, нельзя, это неправда. Решалось бы это здесь, на месте, все бы вопросы отпали. Пока ферма процветала, люди понакупили машин, крыши домов начали менять, у нас вполне благополучное село. Конечно, сейчас у жителей паника, неуверенность в завтрашнем дне. У нас на территории поселения есть только детский дом, школа и «Поляное». Когда ферма работала в полную мощь, на ней трудилось 110 человек — это четверть трудоспособного населения, а когда нанимали людей на сезонные работы, то занято было на ней 30 процентов жителей. Людям на работу некуда больше податься. За первый квартал этого года бюджет села из-за ситуации на ферме недополучил налогов более 70 тысяч рублей. В селе нет ни фермера, к кому можно было бы обратиться за помощью или техникой. Кроме того, «Поляное» содержало и пожарную машину. Ферма — градообразующее предприятие, и в День Победы ветеранам всегда помогала, опашку проводила — при администрации ведь нет никакой техники. Думаю, в ближайшее время все решится. Губернатор, министр сельского хозяйства области, глава района предпринимают все, чтобы решить этот вопрос.

686 человек проживает в Семиозерке, треть работоспособного населения трудилась на ферме.

Возрастная категория материалов: 18+