Юрий Болотский с коллегами на фоне самой «громкой» находки — амурозавра Ванюши.Юрий Болотский с коллегами на фоне самой «громкой» находки — амурозавра Ванюши.

Читинские динозавровые «Помпеи»

— Юрий Леонидович, почему в этом году в Приамурье не будет раскопок?

— Мы уедем на лето на интересные раскопки в Читу. Этот город — помпеи динозавров в самом прямом смысле. Все мы помним эту историю про древний римский город, жители которого живьем были засыпаны слоем вулканического пепла. Благодаря этому сохранились не только пустоты в виде фигур людей, но и кератиновые вещи — ногти, волосы. Что-то подобное есть и на раскопах в Чите — пустоты, которые помогут понять, как точно выглядели динозавры, также мы сможем воссоздать вид древних ящеров, даже увидеть их цвет. Мало того, надеемся, что нам удастся отыскать совершенно новое животное — но это пока большой секрет.

Еще одна причина, по которой не будет раскопок в Приамурье, — отсутствие презренного металла, который пахнет независимостью. Иными словами — денег для серьезных раскопок нет. Уже 30 лет копаем амурские местонахождения, в большей степени знаем, что там находится. Затевать же слабенькие, не крупномасштабные раскопки ради того, чтобы получить тривиальный дублетный материал, я считаю, нецелесообразно.

— Вы с таким увлечением рассказываете о будущих раскопках в Чите, а амурская земля уже никаких сенсаций подарить не может?

— Почему же, очень много можно найти интересного, ведь амурские динозавры — последние в Азии. Самое перспективное местонахождение в Кундуре — там вскрыли хорошую площадку более 500 квадратных метров, подготовительных работ никаких уже не нужно — нужно просто вывозить палеонтологов, создавать лагерь и копать. Но это должен быть не кавалерийский наскок, а несколько месяцев серьезной работы. Главное — нельзя тянуть. Площадка находится в зоне современного выветривания, можно потерять уникальный материал, потому что динозавры лежат практически на поверхности.

Для этой работы нам нужно два миллиона рублей, но этих денег нет. Пошел даже на то, чтобы просить у китайцев, они в принципе согласны, но просят взамен часть найденного материала. В общем-то это не катастрофа для нас, у нас сейчас дублетного материала достаточно, его даже и хранить особо негде. Я, кстати, готов активно обмениваться материалами с другими музеями, но, к сожалению, российского закона, который бы регламентировал оборот окаменелостей, как такового нет. Министерство природных ресурсов этот закон почему-то не лоббирует.

— Могли бы сами зарабатывать деньги, которые пойдут в том числе и на организацию экспедиций, раскопок?

— Нет, у меня нет такого статуса, да и возможности. Без соответствующего закона это невозможно, если хоть что-то продам — меня сразу закроют. Амурский палеонтологический музей, к сожалению, тоже дохода не приносит. Он находится не на перекрестке туристических маршрутов. Деньги, которые он зарабатывает, не покрывают расходов на его содержание. А вообще живем на гранты, пишем, но не каждая заявка удовлетворяется.

Палеонтологи — штучный экземпляр

— Палеонтология как наука на каком уровне находится: на подъеме или в глубокой яме?

— Как и вся наука сегодня в России, в глубокой яме. А в других странах, скажем в соседнем Китае, есть ощутимый прогресс. На местонахождении на том берегу Амура, напротив амурского поселка Сагибово, китайцы сделали громадный парк с огромными гранитными динозаврами. Целый региональный музей! И не для себя, кстати, надеются, что русские туристы  будут  ездить.

— Есть кому заменить вас на палеонтологическом поприще?

— Сын подрастает… А вообще я высматриваю интересных ребят по всей России, как говорится, рыбак рыбака видит издалека. Сидит у меня в Кемерове суперхудожник-анималист, второй молодой, умный, шустрый — в Иркутске, есть парень скульптор-анималист в Ростове-на-Дону. Молодые и перспективные есть, но, чтобы заманить их в Приамурье, нужно как минимум жилье предоставить. Палеонтолог — это штучный экземпляр.

— О чем мечтает палеонтолог?

— Конечно, о новых находках — это самое главное. Еще 30 лет мечтаю о классном палеонтологическом музее, но нужно быть реалистом… Навряд ли увижу… Власти должны такие вещи поддерживать.

— Вы бы хотели, чтобы ученые клонировали динозавра?

— Сложно будет, давненько все было, не сохраняются живые клетки. Ведь то, что мы находим, это даже не совсем кость, это просто кусок песчаника. У Спилберга все красиво, конечно. При современном развитии науки клонирование динозавра — это не завтрашний и, скорее, даже не послезавтрашний день. Хотя было бы интересно.

Астероид в гибели динозавров не виноват

В конце беседы мы решили выведать у амурского палеонтолога самую важную тайну — от чего вымерли гигантские ящеры. Юрий Леонидович озвучил свою гипотезу, согласно которой упавший на землю метеорит и последующая ядерная зима совсем не виноваты в исчезновении динозавров.

— Биосфера — устойчивая система, никакие внешние воздействия разрушить ее не могут, она должна взорваться изнутри, — уверен ученый. — Не совсем корректно приводить в пример политические системы, но что-то общее есть. Возьмем Советский Союз: выдержал и войну (холодную и горячую), и голод. А развалился, когда начали разваливаться блоки, составляющие эту систему, когда чуть ли не каждый колхоз объявил о своем суверенитете.

В гибели динозавров, уверен палеонтолог, виноваты трава, зерно и крысы.

— Во второй половине мелового периода появилась трава, которая стала образовывать дернину. Появились злаки, а это зерно. Тут же появляется зверек, похожий на крысу, который потребляет в пищу зерно. Новые животные стали быстро размножаться, динозавры их практически не замечали, а поэтому не охотились. Стал нужен регулирующий фактор — хищники.

Природа не заставила себя долго ждать — появились «собачонки» — активные днем и ночью. Они-то и стали есть этих крыс, и не только их. Легкой добычей для новых хищников стали и детеныши динозавров.

— Это была бы умозрительная гипотеза, если бы не было фактов. Китайские ученые нашли это животное — собачонку, с достаточно большими зубами, и в брюхе у него сидел маленький динозаврик. Для активного хищника детеныши динозавров оказались замечательной и легкодоступной едой, по такой прозаической причине и исчезли огромные ящеры, — с грустью завершил разговор Юрий Болотский.

1 850 видов динозавров, по мнению ученых, существовало на нашей планете. Из них 75 процентов еще не открыто и ждет палеонтологов.

Возрастная категория материалов: 18+