• Дорога жизни словно гигантским топором искорежена.
  • Глубина размыва достигает двух метров. Переехать или переплыть невозможно.

Автотрассу Зея — Тыгда прозвали дорогой жизни. Стихия показала всю значимость единственной связующей нити с большой землей. Выбраться из Зеи по-прежнему можно только на вертолете или моторной лодке спасателей МЧС. Со стороны Тыгды — стройная вереница легковых автомобилей и грузовиков. Порядок и пропускной режим контролирует полицейский блокпост. Большая часть пассажиров авто уже в Зее, на месте остались только водители, охраняющие свой груз и машины.

— Моя заморозка вчера вертолетом улетела, а вот бананы пока дозревают, — грустно пошутил водитель небольшой автофуры Сергей. — Три дня уже здесь торчу, вчера с мужиками сбегали на речку хоть помылись, все легче стало... Нет, не голодаю, мне посылки из Зеи шлют.

Переправленные из Зеи люди на полицейском блокпосту не задерживаются. Со стороны станции Тыгда то и дело подходят автобусы, причем часть пассажиров доставляется прямиком в Благовещенск. Однако основное движение и шумную суету создают многочисленные большегрузы. К месту разрушения перевозятся тонны скальных пород.

— А вам-то чего дома не сидится? — восклицает министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Сергей Садовников. Чиновник явно удивлен появлению журналистов со стороны блокированной Зеи. Интервью постоянно приходится прерывать из-за шума. Все время мешает грохот бульдозеров и разгружаемого скальника.

Дорога словно гигантским топором искорежена. Чуть дальше, на протяжении нескольких десятков метров, и вовсе буйствует бурное течение Уркана. Глубина размыва достигает двух метров. Переехать или переплыть невозможно, однако восстановительные работы вошли в активную фазу.

— Высокий уровень воды не позволял восстановить проезжую часть, но сегодня ситуация уже такова, что можно приступать к отсыпке и созданию барьеров, которые сдержат наступление воды, — поделился Сергей Владимирович. — Большие промывы с повреждением дорожной одежды закладываем скальным грунтом, сверху засыпаем песчано-гравийной смесью, дальше идет уплотнение. Для этого потребуется 5,5 тысячи кубометров строительного материала. Поврежденные участки будут закрыты в течение дня. Останется только 70-метровый размыв, но там большая глубина плюс течение. Нас держит только паводок. Как только уровень реки достаточно упадет, начнем укладку труб для пропуска воды, сверху пустим дорогу. За сутки все сделаем.

По словам Сергея Садовникова, на восстановление дороги жизни задействовано 16 самосвалов, автогрейдер, трал для перевозки тяжелой техники и пара бульдозеров. Этого достаточно для оперативной и качественной работы. Как отмечают специалисты, дальнейшее наращивание строительной группировки бессмысленно, машинам будет просто не развернуться.

Отбор подрядных организаций ведут прямо на месте, оперативно отсекают тех, кто берется, но подводит в силу каких-либо обстоятельств. Режим ЧС позволяет принимать подобные решения. В настоящее время трудятся две местные дорожные строительные компании. Основная фаза работ длится весь световой день. К одиннадцати вечера опускается плотный туман, техника глушится — велика вероятность свалиться на бульдозере в промоину. Восстановление автодороги финансируется из областного бюджета. Позже эти затраты компенсирует бюджет федеральный. Схема такая же, как при ликвидации последствий пожара в Тыгде.

Помимо прочего, в нескольких километрах от разрыва автодороги со стороны Зеи стоит урканский мост. Этот объект в зоне повышенного контроля — вода подмывает опоры, поводов для беспокойства много, но пока ситуация не критическая. Машины ходят по мосту в обычном режиме. В случае опасности дорожники готовы оперативно раскопать автодорогу в нескольких местах. Такие меры позволят пропустить воду и снизить давление на сооружение, которое в скором времени станет лишь временным. Пока еще мост жизненно необходимый объект.

В сентябре будут готовы заключение госэкспертизы и проектно-сметная документация нового моста через Уркан. Его строительство не связано с нынешним бедствием и планировалось заранее. По словам Сергея Садовникова, объем финансирования еще не определен, но строительство будет вестись в рамках федеральной программы развития Дальнего Востока и Сибири.

Возрастная категория материалов: 18+