Действительно, несмотря на то что с 7 ноября федеральное законодательство предписывает обучать всех желающих по-новому, амурские автошколы продолжают преподавать теорию и практику вождения по старой схеме. Да и тех, кто уже уверенно рулит по дорогам, ждут нововведения. Как не потеряться в новых правилах, выясняла АП.

Где найти программу

Сегодня все автошколы Амурской области, как и во всей России, продолжают учить будущих водителей по старым программам. Однако обвинить их не в чем — новых программ наши законодатели еще просто не придумали.

— Да мы-то не против по новым программам людей учить, вот только где они? — разводят руками сотрудники ДОСААФ. — Их же, согласно законодательству, должно Министерство образования разработать. Видимо, еще не сделали: пока новых программ для автошкол просто нет. Вот и учим по тому, что есть.

При этом отсутствие обновленных методик обучения преподавателей и руководителей автошкол не смущает: занятия, как заверили нас во всех учреждениях, идут в обычном режиме. Отказавшихся от обучения, таких, кто решил дождаться новых программ, тоже нет.

— Некоторые интересуются, конечно, смогут ли теперь на права сдать, раз начали учиться до ноября, — делятся инструкторы другой автошколы. — Но чтобы скандалить или требовать деньги назад — таких не было. Наоборот, у нас всегда очереди из желающих, да и вообще, недостатка в учениках никогда не бывает.

Единственное, что тревожит будущих водителей, — примут ли у них экзамен в ГИБДД? Как оказалось — да. Сотрудники полиции заверили, что никаких казусов со вступлением пятого ноября в силу ФЗ № 92 не будет.

— Мы и сами ждем появления этих программ, но пока они действительно находятся в разработке, — комментирует врио начальника межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Амурской области Алексей Ежевский. — По нашим данным, новые программы должны утвердить в ближайшие дни, и тогда этот вопрос вообще станет неактуальным.

Без прав — только на велосипеде

Однако 92-й федеральный закон коснулся не только тех, кто только собирается стать водителем, но и тех, кто уже привык быть за рулем. И одно из главных изменений — теперь в водительском удостоверении появится новая категория «М».

— Новые правила охватывают водителей практически всех транспортных средств, за исключением разве что велосипедистов, — продолжает Алексей Ежевский. — Теперь владельцы мопедов, мокиков и квадроциклов обязаны будут иметь соответствующие водительские удостоверения.

Таким образом, с дорог должны уйти все, кому еще не исполнилось 16, — ведь категория «М», которая нужна для управления мопедом, и «В1», необходимая для управления квадроциклом и трициклом, выдается только с этого возраста.

— Вообще нововведения призваны упростить получение прав для тех категорий водителей, которые не хотят учиться водить «ненужные» для них транспортные средства, — объясняет инспектор. — Например, раньше человек, который хотел заниматься перевозками людей на микроавтобусе, должен был получить категорию «D», которая включает в себя и управление большими автобусами. Теперь же ему достаточно получить категорию «D1».

По сути, новые подкатегории, которые появились у каждой буквы, — это «лайт»-версии старых программ обучения. В целом это выглядит так: раньше категория А позволяла управлять всеми мотоциклами. Теперь она необходима только для тех, у которых объем двигателя более 125 кубических сантиметров. Обладателям менее мощного мотоцикла достаточно получить категорию «А1».

Категория В нужна для тех, кто хочет управлять легковым автомобилем. «В1» — только для обладателей квадро- и трициклов. Категория «С» необходима тем, кто собрался ездить за рулем автомобиля массой более трех с половиной тонн. Однако если ваш грузовик укладывается в рамки от 3,5 до 7,5 тонны, достаточно получить «С1».

Категория «D» нужна теперь только тем, кто готовится перевозить людей в автобусах с количеством посадочных мест от 16 и больше. Владельцам «микриков» (от 8 до 16 посадочных мест) достаточно пройти курсы на «D1».

Денежный вопрос

Помимо прочего, разработчики проекта своими нововведениями постарались решить еще один вопрос — финансовый. Ведь по идее программы с отметкой «1» представляют собой укороченную версию обычного курса. Соответственно, и стоимость их должна быть немного ниже.

— Пока этот вопрос остается открытым и самым актуальным для всех автошкол, — рассказал АП один из автоинструкторов. — Если часть курсантов начнут учиться по «первой» категории, школа, соответственно, потеряет некоторую часть дохода. С другой стороны, не факт, что эти подкатегории у нас вообще будут востребованы — квадроциклов в области не так много — климат не позволяет использовать их круглогодично, а водители мотоциклов и автомобилей, скорее всего, предпочтут полный курс — ты ведь не можешь быть уверен, что через год после получения прав тебе не захочется поменять свое авто на более мощное.

И все же в первую очередь на решение водителей будет влиять то, насколько большой будет разница в цене между обычной и «лайт»-категорией. Но пока эта цифра не известна никому — озвучить хотя бы примерную стоимость получения «первой» или «М» категории автошколы смогут только после получения новых программ.

Менять права не придется

 Тем, кто уже имеет на руках водительское удостоверение, беспокоиться не о чем — менять права с связи с нововведениями не придется.

— Подкатегории автоматически вписываются тем, кто имеет соответствующую категорию. То есть если у вас в правах прописана категория «В», вы имеете полное право управлять транспортными средствами, проходящими по категории «В1», — объясняет Алексей Ежевский. — Менять права, чтобы туда вписали новые подкатегории, тоже не нужно: просто когда придет время получать новое удостоверение, вам выдадут документ, который будет включать все соответствующие категории.

15 тысяч за мопед

Рассекать по улицам школьникам на мопедах больше не придется — теперь за управление мокиком, квадроциклом и любым другим транспортным средством без водительского удостоверения инспекторы ДПС будут выписывать такой же штраф, как и за незаконное управление обычной машиной, — от 5 до 15 тысяч рублей. Но поскольку программ, обучающих на категории «М» и «А1», пока нет, обладатели соответствующих транспортных средств получили временную отсрочку до девятого мая. К этому времени все любители покататься с ветерком на «железном коне» должны пройти соответствующее обучение.

40 процентов — столько в среднем составляет разница между стоимостью обучения в автошколах западной части России и на Дальнем Востоке. К примеру, выучиться на водителя категории «В» в Санкт-Петербурге стоит 16—18 тысяч рублей, в Благовещенске — 30—33 тысячи.

32 тысячи рублей — средняя стоимость обучения водителей категории «В» в автошколах Благовещенска.