Шанель любила жизнь, славу и деньги. Была гениальным администратором, управленцем, топ-менеджером.Шанель любила жизнь, славу и деньги. Была гениальным администратором, управленцем, топ-менеджером.

«Но все это не ее заслуга», — заявляет историк моды, коллекционер, художник, писатель, главный судья «Модного приговора», а также автор и главное лицо моноспектакля «Загадка Коко Шанель» Александр Васильев. История жизни и творчества легенды стиля ХХ века была рассказана им на этой неделе в Благовещенске. Подробности выяснял корреспондент АП.

Как случилось, что женщина, получившая только церковно-приходское образование, могла разбираться в искусстве? Женщина, которая не умела рисовать, кроить и шить, смогла стать великой законодательницей моды? Этот вопрос на протяжении всего спектакля задает залу Александр Васильев. Действительно, это невозможно. Значит, все вышеперечисленное создали за нее другие люди, о которых мы ничего не знаем, а Габриэль Коко Шанель присвоила себе чужие достижения?! Материал о прославленном кутюрье историк моды начал собирать десять лет назад. «Она, действительно, была гениальной женщиной, — считает Александр Александрович, — но не гениальным модельером. О Шанель написаны десятки книг, сняты десятки фильмов, но ее история полна белых пятен. Мои сведения идут не из архивов, книг и рецензий, а от живых людей, знавших Коко».

Папа Габриэль — рыночный торговец, а мама — прачка и огородница. Затем монастырь, где Шанель воспитывалась после смерти матери. Ничто не предвещало великой карьеры Коко Шанель.

По словам Васильева, Габриэль могла делать только простые вещи: сшить пододеяльник, простынь, подшить юбку, брюки. Ее первые модели не отличались изысканностью: платья в два шва из трикотажа, выкроенные без чертежей, примитивные фетровые шляпки. Ее изделия могла скопировать и повторить даже начинающая портниха. Мода всегда идет по пути упрощения, это и взяла на вооружение Габриэль. Что лучше — привлекательность или удобство, этот вопрос беспокоил в то время общество и Шанель. Сама же Коко любила одеваться в мужскую одежду и выезжать в свет.

А в это время, в 1909 году, знаменитый парижский кутюрье Поль Пуаре предложил дамам вариант платья без корсета. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, мода радикально изменилась. Женщины потихоньку раздевались, платья и юбки укорачивались. Стали актуальными черный траурный цвет и простые трикотажные свитера, связанные на спицах. Шанель предрекала джерси и трикотажу большое будущее.

Еще один современник, Жан Пату, в 1925 году создал коллекцию трикотажных жакетов. В 1930‑м он разорился, и Коко прибрала к рукам его наследие.

— Она присваивала себе все, что плохо лежит, — продолжает Александр Васильев.

— «Морской воротник (аксессуар, появившийся в ее гардеробе после романа с морячком — авт.) придумала я, накладные карманы — я, пояс и пуговицы — я». И правильно, ведь это никто и никогда не патентовал. Предприимчивая Коко никогда не забывала, что она дочь рыночного торговца. И торговаться она умела. «Деньги вперед» — было ее главным принципом. Никаких кредитов и авансов она не признавала.

В 1917 году, после Октябрьской революции, в Париж потоком хлынули русские аристократы-эмигранты. Революция сыграла на руку кутюрье. Богатые графини и княгини стали первыми покупательницами у неизвестного дизайнера Габриэль Шанель, они обогатили ее и создали ей имя в своем окружении. Кузен последнего императора красавец Дмитрий Романов стал любовником Коко. У него не было денег, и он подарил ей единственную семейную реликвию — нитку жемчуга. Моду на жемчуг привезли во Францию россияне. Благодаря Дмитрию Павловичу и русскому парфюмеру Эрнесту Бо на свет появляются духи «Шанель № 5». Бо впервые смешал альдегиды и натуральные запахи цветочных масел. Аромат оказался более стойким. А разливать парфюм стали в бутыльки, которые напоминали уменьшенную копию штофа русской водки.

Сестра Дмитрия великая княгиня и художница Мария Романова стала ее первым дизайнером. Она и создала роскошную коллекцию Шанель: платья с вышивками, шелковые пальто, отделанные соболями и перьями. В 1921 году Мария создала вышивальное ателье с 52 русскими эмигрантками. «День и ночь русские мастерицы пришивали вручную бисер и блестки, создавали прекрасные модели, — говорит Васильев. — Ее манекенщицами стали русские красавицы, женщины из высшего общества, фрейлины Зимнего дворца. Они и принесли крестьянской сиротке, воспитаннице приюта мировую славу. А Шанель много отдыхала, ездила со своими любовниками в длительные круизы, путешествовала на яхте. Она смело заводит романы, появляется в обществе, фотографируется, не беспокоясь о деле. Ведь за нее же работают. Одна из манекенщиц рассказала мне, что Шанель объясняла портным, размахивая руками. Показывала, какое должно быть платье. Рисовать‑то она не умела. Если портниха не улавливала ее замысел, то она ее сразу увольняла».

Когда Мария Романова перестала удовлетворять своего босса, потому что потребовала зарплату, достойную ее труда, Коко ее уволила и взяла себе другого дизайнера, тоже русскую эмигрантку — Ию Ге, дочку знаменитого художника.

— Я ее лично знал, — замечает искусствовед, — высокая, статная, красивая. Она покорила Шанель своим дизайном. А у ее мамы, актрисы, был небольшой Дом мод в Париже. Она выпускала шелковое белье и стеганые сумочки на тоненьком ремешке. Габриэль купила все ее модели и приделала им новый логотип — две буквы С, соединенные вместе. Кстати, его она тоже присмотрела в другом месте. Ия рассказывала мне, что у Шанель был жуткий характер. Она была некрасивой, маленькой, худой, взбалмошной и злой женщиной. Она русских манекенщиц колола булавкой между ребер и била по щекам, приговаривая: «Вы княгини, а я крестьянка. Но вы — мои сотрудницы!»

Ведущий «Модного приговора» пролил свет и на сотрудничество Габриэль во время фашистской оккупации с немецкой военной разведкой. Свою антисемитскую позицию она проявляла еще до начала Второй мировой войны. Она не была патриотом своей страны, она не была модельером, труженицей, создателем. Она просто любила жизнь, славу и деньги и, не имея экономического образования, была гениальным администратором, управленцем, топ-менеджером.

Коко Шанель создала империю, которая восхищает женщин почти век. Как ей это удалось — главная загадка великой женщины ХХ века.

Ведущий «Модного приговора» собирал информацию о Коко Шанель по крупицам в течение многих лет.