Мистическая история в 1967 году была экранизирована в традициях соцреализма — линейно,  последовательно и одномерно, и оттого фильм, на мой взгляд, вышел куда страшнее, чем мог бы вообразить сам Гоголь. 

Еще одна причина —  «Вий» был банально вырван из контекста. Ведь у Гоголя эта повесть  — не отдельная история, это часть цикла «Миргород», который начинает бытописание «Старосветские помещики», продолжает  героический эпос из прошлого «Тарас Бульба», только затем идет простонародное предание «Вий». И завершает цикл смешная до нелепости история  «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», которая  полностью снимает трагическое напряжение,  созданное «Вием». А вывод чисто гоголевский: «Скучно жить на этом свете, господа».  

«Вий», который на выходных начал победное шествие по российским экранам, по-моему, больше соответствует гоголевской эстетике, чем фильм-предшественник. Даже  несмотря на придуманную сценаристами линию с «британским ученым»,  его любовной историей и голубиной почтой.  Кстати, эта житейская история, являющая мадонну с младенцем, хоть и из-за границы,  как раз и  противостоит ирреальному злу, в которое погрузился после смерти Панночки отдельно взятый украинский хутор.

В фильме Олега Степченко —  все по Гоголю, который  смело ввел в литературу мощный фольклорный пласт с его мистикой, юмором, героизмом  и уникальными  народными  типажами.  Вот простоватые бурсаки,  идущие на каникулы пешком на свои хутора и промышляющие пением канонов. А вот кузнец-самородок  Тарас (Виктор Бычков), изобретающий летательные аппараты, которые только приземляться не умеют.  Прекрасные  хуторские красавицы пускают венки по воде, гадая на суженых.  Парубок Петрусь (Алексей Чадов), влюбленный в свою Настусю (Агния Дитковските) и готовый достать для нее хоть черевички с ноги самой царицы.  А стражники Оверко и Дорош, не раз в ратном бою спасавшие жизни друг другу, но  поубивавшие друг друга за тысячу червонных, которую не сумели поделить?  Это все Гоголь.

Фольклорный элемент в виде Вия и его свиты также присутствует в избытке и очень пугает, особенно слабонервных. Правда, в какой-то момент становится ясно, что для  кого-то из героев фильма это плод  разгулявшейся фантазии, а для кого-то — итог чрезмерного злоупотребления  горилкой. 

Старый казак Явтух стал  последней ролью Валерия Золотухина. Хитроватый, но мудрый  хуторянин из тех, что на мякине не проведешь, сразу понимает,  где кончается мистика и начинаются интриги, и  становится  одним из главных разоблачителей зла. Полюс зла — священник Паисий, несомненная актерская удача Андрея Смолякова. В его персонаже сильно не только гоголевское начало, но и воплощены черты  современных «проповедников», объявляющих себя мессиями и уводящих доверчивую паству весьма далеко от христианства.

В финале все, что было поставлено вверх дном изначально, встает с головы на ноги — интриги разоблачены, атеист обретает веру, адепт веры открывает истинное лицо, а влюбленные воссоединяются. Зло наказано, добро торжествует,  легенды сложены. Можно снять 3Д-очки и  выдохнуть с облегчением: «Скучно жить на этом свете, господа».  

КСТАТИ

«Вий» Олега Степченко за  первые прокатные выходные собрал  607 миллиона рублей, установив абсолютный рекорд отечественного проката, и обогнав абсолютного рекордсмена — фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» (601,8 млн. руб. за первый  уикенд российского проката).