Фактор беспокойства

— Сергей Николаевич, почему столь пристальное внимание к проблемам водоплавающей птицы в Амурской области?

— Вопрос появился не вчера и не сегодня. Он поднимается каждую весну на протяжении многих лет. Мнений много, но хочется опираться на факты. Несомненно, охота оказывает негативное влияние на популяцию гусей и уток, но, на мой взгляд, ситуация не столь серьезна, как ее представляют. Иногда возникают вполне обоснованные причины для ограничений, и мы охотно идем на них. Однако полностью запрещать добычу водоплавающей птицы нельзя.

Нас часто обвиняют в некомпетентности при подсчете популяции гусей. Говорят, что мы заинтересованы в завышении показателей. Однако в последние годы мы работаем в тесном контакте с представителями ДальГАУ — это ученые, дипломированные специалисты кафедры природопользования. Помимо преподавателей, привлекаются студенты. Их данные практически полностью совпадают с нашими, поэтому говорить о какой‑либо предвзятости нельзя. Мы сами заинтересованы в сохранении популяции. Численность птицы из года в год колеблется, но мы не наблюдаем постоянного многолетнего снижения.

30

тысяч

охотников насчитывается в Амурской области. 10 000 из них состоят в Амурском охотобществе

По данным известного амурского орнитолога Василия Дугинцова, в 1994 году у нас насчитывалось 14 тысяч гусей-гумеников, 47 тысяч гусей белолобых. Сразу хочу отметить — охота открывается только на эти виды гусей. По нашим данным за 2012 год, общая численность таких птиц — 73 тысячи согласно учету по всей области. Можно говорить о том, что за 20 лет численность популяции почти не изменилась. Ладно, если бы полтора десятка лет назад амурчане добывали от 400 до 600 гусей, а сегодня — 5 тысяч, тогда был бы урон, но такого сейчас нет. Добыча гусей остается на одном уровне.

— Но ведь есть такое понятие, как фактор беспокойства. Птица не может безболезненно реагировать на появление большого количества людей с оружием…

— Если говорить о южных районах Амурской области, то здесь в принципе очень активна деятельность человека. Те же гуси не могут чувствовать себя уютно. Опять же никто не призывает к закрытию сельхозпредприятий, не ограничивает рыбаков и отдыхающих, коих очень много. Они непрерывно находятся на природе или работают на протяжении нескольких месяцев, тогда как весенняя охота на водоплавающую птицу длится всего десять дней.

В прошлом году весенняя охота на пернатых официально была разрешена на всей территории области. Однако это не значит, что можно стрелять на всей площади в 36 миллионов гектаров. Как правило, охотничьи хозяйства открыли небольшие участки с наличием водных объектов и не далее пяти километров от населенных пунктов. Кроме того, на юге области сосредоточены особоохраняемые природные территории, где охота запрещена круглогодично. Также с 2013 по 2016 год пойма реки Зеи от устья реки Томи вниз по течению до Амура для охоты на гусей закрыта. Получается, что наши охотники чувствуют себя не столь свободно, как может показаться. Напротив, я считаю официальную охоту хорошей возможностью контролировать процесс.

Фото на память

— Вы говорите, что весенняя охота длится всего десять дней? Есть ли смысл что‑то затевать на столь короткий срок?

— Повторюсь — у охотников это единственная возможность добыть ценный трофей, так как в другое время года гуси не задерживаются у нас надолго. В местах зимовки они проводят от пяти до шести месяцев. Такое же время они проводят и в местах гнездования. Там они гораздо более уязвимы и несут действительно серьезные потери. Кстати, в Китае добывают до сотни тысяч гусей. На этом фоне влияние наших охотников на общую ситуацию достаточно мало. Несправедливо, когда в других регионах добывается огромное количество гусей, а мы отстреливаем всего несколько сотен и должны лишиться этого.

— Неужели охота на водоплавающих имеет столь серьезное значение для наших охотников?

— Нельзя забывать, что современные амурчане — это потомки первопроходцев, которые выживали за счет охоты, рыбалки и земледелия. У нас охота в крови. Большинство наших охотников — это законопослушные граждане. Они не станут вредить природе, от которой зависит их увлечение. Жители наших сел, особенно это касается северных районов, не могут позволить себе отдыхать на курортах, а тем более за границей. Многие за пределы области ни разу не выезжали. Охота для них как отдушина. Я уверен, что если есть разрешение, то нарушать закон они не будут. Если запретами загнать человека в угол, то неизвестно, где это может выплеснуться.

Гусь или селезень — очень ценный трофей для настоящего охотника. Я работаю в охотобществе 25 лет, сам люблю охотиться. Однако за все это время смог добыть всего 12 гусей. Это очень трудоемкий процесс, требующий опыта, сноровки и терпения. У нас бывает, соберется 40 человек на участке, один добудет гуся, остальные бегут к нему: «Дай сфотографироваться». Иногда на этом охота заканчивается. Добыть подобный трофей удается далеко не каждому, но хоть фото на память останется. Нет там никакого повального отстрела или уничтожения.

— Охота по вашим разрешениям — занятие дорогое?

— Прейскурант цен на водоплавающую дичь не меняется в течение пяти лет. Еще в 2008 году была установлена стоимость путевки в одно хозяйство на уровне 300 рублей за сутки. За 3000 рублей там можно охотиться весь сезон. Кстати, нас иногда упрекают в том, что члены нашей организации охотников получают льготу на путевки в отличие от других любителей. Но ведь члены организации, помимо оплаты путевки, делают регулярные взносы. Все по справедливости.

6

тысяч разрешений выдается амурчанам на весеннюю охоту на водоплавающих

У нас для членов организации очень обширный список льгот. Прежде всего это касается людей с небольшим достатком. Допустим, люди старше 60 лет платят за весь сезон охоты в одном хозяйстве 750 рублей. Стоимость путевки в два хозяйства обходится им в 1300 рублей. Также льготами пользуются почетные члены организации, инвалиды первой группы, волчатники, активные охотники, отработавшие 10 человеко-дней в охотничьем хозяйстве, и так далее. Такие люди составляют до 30 процентов от общего количества обратившихся. Я считаю, что цены вполне разумные. Не подумайте, что только за счет рядового охотника организация решает свои проблемы. Для уменьшения расходов за 12 лет численность работников организации сократилась со 102 человек до 49, хотя работы за эти годы прибавилось.

Честная добыча

— Не жалко убивать птицу?

— Мне часто задают этот вопрос, и, как правило, интересуются люди, которые сами любят колбаску, котлеты и другие мясные продукты. В сельском хозяйстве птица обречена изначально. В нашем случае у дикого гуся и селезня (на самок утки охота запрещена) шансы выжить неимоверно выше. Так кто поступает честнее?

— Хотелось бы узнать принцип работы вашей организации, ее перспективы, какие люди в ней работают?

— Наша организация является прежде всего общественной. Исходя из этого, руководителей у нас не назначают, а выбирают на пятилетний срок. То же касается каждого района, в котором есть наше структурное подразделение. Я руковожу организацией с 2001 года, неоднократно переизбирался на новый срок. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы. Главный из них — кого выберут, с теми и приходится работать. Основная единица нашей организации — это егерь, который принимается на работу по трудовому контракту. Но проблема в том, что на заработную плату в 9000 рублей трудно найти молодого крепкого грамотного специалиста. Поэтому в семи районах у нас работает по одному человеку, а средний возраст работников приближается к 60 годам.

Что касается расходов, то цены выросли на все, включая ГСМ, технику, коммуналку, налоги. К примеру, за 2013 год нами уплачено восемь с половиной миллионов рублей налоговых отчислений. Это почти все членские, вступительные взносы за год. Однако мы, невзирая на трудности, отстаиваем интересы охотников. За эти годы ни количество охот, ни количество разрешений, выдаваемых в наши хозяйства, не уменьшилось. Дальнейшая судьба нашей организации зависит от экономической ситуации в стране. Будет подъем, и нам гарантировано улучшение. Кроме этого, хочу успокоить охотников — срок действия лицензии на закрепление охотничьих угодий для производства охоты у нашей организации оканчивается 28 ноября 2031 года.

Кстати, пользуясь случаем, хочу в очередной раз обратить внимание амурских охотников на соблюдение мер безопасности при обращении с оружием и пожарной безопасности в охотничьих угодьях. Также напоминаю необходимость возврата в десятидневный срок путевок и разрешений. Успешная охота зависит только от нас.

Возрастная категория материалов: 18+