Фото: Архив АПФото: Архив АП

Важность обсуждаемой проблемы была обусловлена беспрецедентными масштабами лесных площадей, затронутых и уничтоженных огнем этой весной. По данным Минприроды и экологии РФ, с начала 2014 года на территории России возникло 8 248 лесных пожаров, что в три раза выше количества лесных возгораний за аналогичный период 2013 года. Большая часть пожаров бушевала в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Однако больше всех горели пять регионов: Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Амурская и Иркутская области. На эти субъекты пришлось 91 % (984 тысячи га) общей площади стихийных возгораний, из них 30, 8 % — на  Приамурье.

— Докладчики отметили, что проблемы пожаров лесного комплекса обусловлены целым рядом причин, — рассказал по итогам комитета амурский сенатор Павел Масловский. — Среди наиболее серьезных факторов — переход огня с земель сельхозназначения на лесной фонд, наличие в регионах большого количества нелегальных объектов переработки древесины (пилорам), а также тот факт, что регионы запаздывали с введением режима ЧС, при котором к тушению пожаров по закону могут приступать силы МЧС России. Но, конечно, проблема с профилактикой и контролем за состоянием лесного фонда в весенне-летний период намного сложнее и многограннее. Действующая сегодня редакция Лесного кодекса передала полномочия в сфере защиты лесов регионам, которые не то, что финансово не всегда могут потянуть дорогостоящие процедуры мониторинга и оперативного предупреждения возгораний, но в случае начала масштабных возгораний в одиночку по закону просто не имеют права на решительные действия. Работа всех  ответственных ведомств зачастую оперативно не координируется из-за волокиты и бюрократических препон. Проще говоря, проблема носит системный характер и эффективность госуправления в этой сфере следует срочно повышать.

Для успешной борьбы с этой непредсказуемой и грозной стихией должны объединиться и Рослесхоз, и МЧС, и правоохранительные органы, и все уровни власти, и медиасообщество.

По данным Федерального агентства лесного хозяйства, кредиторская задолженность субъектов по затратам на тушение лесных пожаров только за 2013 год составила 528,9 миллиона рублей, и до сих пор не погашена. Сенаторы в ходе обсуждения отмечали, что причиной неконтролируемого разрастания очагов лесных пожаров остаются и низкая оперативность действий по локализации пожаров, несмотря на средства космического мониторинга и 5—7 суточные прогнозы Гидрометцентра России, и отсутствие эффективных способов их тушения. К примеру, методы космического мониторинга вполне современны, но низкая скорость обработки и передачи информации, нехватка специалистов и ресурсов по-прежнему серьезно тормозят работу.

Довольно эмоциональное и обстоятельное обсуждение позволило участникам выработать комплекс мер и дать подробные рекомендации по итогам заседания правительству РФ и профильным ведомствам. Среди первостепенных мер вопрос возможности увеличения субвенций бюджетам регионов на погашение кредиторских задолженностей по тушению пожаров за 2013 год, вопросы изменения законодательства в части правил противопожарного режима, чтобы исключить переход огня на лесные насаждения и объекты инфраструктуры, вопросы создания на законодательном уровне многофункциональной комплексной системы охраны и предотвращения пожаров в лесных зонах.

— Для успешной борьбы с этой непредсказуемой и грозной стихией должны объединиться и Рослесхоз, и МЧС, и правоохранительные органы, и все уровни власти, и медиасообщество. Только сообща нам удастся обуздать это бедствие и бич наших дальневосточных регионов, — выразил уверенность сенатор Павел Масловский.