Фото: Андрей ОглезневФото: Андрей Оглезнев

ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ГРУППЫ

— У нас весь класс сидит в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», — говорит благовещенский шестиклассник Максим. — Что привлекает меня и моих друзей? Возможность общаться, развлекаться, слушать музыку, смотреть всякие приколы и видео, играть в онлайн-игры. Можно, конечно, общаться с друзьями и лично, но для этого надо приложить усилия — встретиться или хотя бы позвонить.  Зашел в «Одноклассники» —  здесь видишь всех и сразу.

Соцсети сегодня входят в жизнь человека, едва он научился читать или, точнее, осмысленно попадать пальцем в нужные буквы на клавиатуре.

— Не думаю, что можно оценить это явление как-то однозначно, — считает психолог-практик Светлана Калугина. — Да и нужно ли? Если это явление уж появилось — лучше потратить силы на выявление и использование  его положительных моментов и нейтрализацию негативных. Что можно найти хорошего в соцсетях — информация распространяется моментально одним кликом, дети сплачиваются в группы по интересам, что-то узнают новое. Сегодня  подростково-молодежные центры имеют в соцсетях свои странички, рассказывают о своей работе, собирают ребят на флешмобы,  спектакли, рок-концерты, в турпоходы, на массовые спортивные мероприятия и различные акции. Иметь хобби и  интересы становится важным элементом межличностного общения. Подростки чувствуют себя частью группы (в этом возрасте для них это важно). Повышается уровень   информированности, интеллект, гибкость мышления.

Но специалисты отмечают и минусы. Во-первых, если дети много времени проводят за компьютером, от этого страдает прежде всего здоровье (как психическое, так и физическое). Во-вторых, в сети много сайтов с непристойным содержанием, на которые ребенок может попасть неожиданно для себя или из любопытства и тем самым причинить вред своей неокрепшей психике. В-третьих, нередко в соцсетях обсуждение (как цели общения, так и выбираемые формы) зависит от уровня культуры коммуникантов. К сожалению, уровень культуры  и образованности у всех разный. И хорошо, если дети будут воспринимать это общение критично, а не как норму.

РАЗМЕЩЕННОЕ В СОЦСЕТЯХ — УЖЕ НЕ ТАЙНА

Мама 12-летней Риты случайно увидела на мониторе незакрытую страничку дочери. В чате Рита с одноклассницами эмоционально обсуждала учителя, незаслуженно обидевшего одного из ребят. Это было даже не обсуждение, а, скорее, состязание, кто изощреннее и грязнее обзовет обидчика.  Женщина ужаснулась — ведь учитель тоже мог зайти на эту ветку. Решила поговорить с дочерью, но девочка обиделась — она считала, что мать влезла не в свое дело и вообще это был секретный разговор.

— Необходимо помнить: если что-то размещено в соцсетях — это уже не тайна, это надо объяснить дочери в первую очередь. А вообще девчонки делают то, что обычно делают их родители.  Если в семье принято оценивать и обсуждать кого-либо (в том числе учителей), то же самое будут делать дети, — комментирует ситуацию  психолог-практик Светлана Калугина. — В данном случае  это как лакмусовая бумажка.  Стоит задуматься прежде всего взрослым,  родителям и понаблюдать за собой, какой пример они дают своим детям. Только изменив себя, можно как-то повлиять на своих детей. Они учатся на наших примерах. 

«ПОНЧИК, ЛОПНИ!»

Настя никогда не была худенькой, но почему-то только в пятом классе на это стали обращать внимание. Девчонки стали дразнить ее Пончиком, закидывать ей фото толстушек, искажать Настины фото и выставлять на общее обозрение. На попытки дать отпор ей приходили сообщения «Пончик, лопни» с множеством разных смайликов. Жизнь девочки превратилась в кошмар. Как правильно было бы отреагировать на такую виртуальную травлю? 

— Довести можно только того человека, кто не умеет  реагировать на негативные высказывания и действия других людей как-то иначе,  кроме обиды, того, кто зависим от мнения окружающих, — говорит Светлана  Калугина. — Вывод — надо научить юного человека любить и ценить самого себя. Люди могут говорить что угодно, это всего лишь их мнение о человеке или ситуации. Они могут ошибаться. И не стоит обращать на это внимание. Лучше обратить свое внимание на улучшение своих качеств, как внешних, так и внутренних.

В данном случае тем девчонкам, которые решили довести одноклассницу,  можно лишь посочувствовать, считает психолог.  Они не знают, как можно развлечь себя по-другому, как провести время с пользой для себя. Не знают, что нельзя никого оценивать, иначе ты и сам будешь оценен с не лучшей стороны. Их поступок уже вызывает негатив в их сторону.

А прекратить это могут только сами девчонки, когда им надоест. Если Настя перестанет  отвечать, обидчикам просто станет скучно. Если нет ожидаемого эффекта, людям быстро надоедает делать гадости.  И конечно же, может вмешаться модератор сайта — он просто удалит обидные комментарии.

ДЕЛИКАТНОСТЬ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ 

Заботливые родители сегодня встали перед дилеммой: чтобы понять, чем живет в соцсетях ребенок, можно ли посмотреть, кто ему пишет в личку и о чем? С одной стороны, родителями движет беспокойство о безопасности любимого чада, с другой — ребенок может обидеться и перестанет доверять взрослым после их вторжения в  его личное пространство.

— Чтобы понять, чем живет в соцсетях ребенок,  не обязательно заходить в личные сообщения или читать дневник, — уверена Светлана Калугина. — Это всегда крайняя мера, когда все другие меры уже испробованы и вы видите реальную угрозу здоровью ребенка (когда он употребляет алкоголь или наркотики, угрюм, находится  в депрессии, категорически отказывается с вами общаться). Кроме  того, такой контроль всегда вызывает отторжение и закрытие  контакта с подростком раз и уже навсегда. Уважение личности, уважение его личного пространства, просмотр личных сообщений только с его согласия, деликатность  никто не отменял. Только так воспитывается свободная и ответственная личность. Он сам должен отвечать за последствия своих поступков. Задача родителей — разъяснять, направлять, показывать варианты выбора.

— Вместо этого родители чаще всего устраивают тотальный контроль, слежку, запреты, — продолжает психолог-практик. — Неужели у вас душевных сил на конструктивный и открытый диалог уже нет?! Доверие — основа нормальных взаимоотношений, остальное — уже не норма. Но доверие нужно уметь выстроить, а организовать тотальный контроль всегда проще. И запретить  всегда проще, чем понять и найти компромисс, договориться. Когда запрещают — даже у взрослого человека появляется желание сделать наоборот. Никакие запреты не оградят вашего ребенка от ошибок. Их нужно совершать,  чтобы на них учиться. Соответственно  за ошибки не нужно ругать ни себя, ни подростка — лучше помочь извлечь урок из случившегося, обсудить варианты,  как можно было бы сделать по-другому, чтобы получить нужный результат.

Правила для детей

—  В соцсетях нельзя доверять малознакомым людям. Общайтесь только с теми, с кем вы знакомы в реальной жизни.

— Не рассказывайте на весь интернет о своих проблемах, отношениях с родителями, одноклассниками  и учителями.  Этим могут воспользоваться непорядочные люди.

— Не сообщайте в соцсетях о семейных планах — например, о том, что вы надолго уезжаете с родителями в отпуск на море. Вы даете подсказку злоумышленникам.

— Не выкладывайте фото маминых украшений, картин или старинных икон, которые хранятся у вас дома. Это может заинтересовать грабителей.

Правила для родителей

— Не допускайте, чтобы из-за семейных разборок заменой семьи для ребенка стали соцсети, где его любят и им интересуются больше, чем дома.

— Не позволяйте, чтобы общение в сети полностью  вытеснило реальное общение.  Понаблюдайте, нет ли у ребенка компьютерной зависимости.

— Заведите свою страничку в тех же соцсетях, где есть ваш ребенок. Вы будете знать круг его общения, круг интересов и принимать участие в обсуждениях и опросах.

— Помните сами и постарайтесь объяснить детям, что интернет и соцсети полезны в меру. Все, что сверх меры, — губительно для здоровья и психики.