Фото: Павел КозменчукФото: Павел Козменчук

Нововведение распространяется на жителей Тынды, Зеи, Тындинского, Зейского, Селемджинского районов.

Продавец Татьяна Гаврилова работает в продуктовом магазине у частного предпринимателя из Тынды уже 10 лет. Стабильная зарплата, правда, невысокая, ее всегда устраивала. Раз в год, как и положено, Татьяне Андреевне предоставляли и северный отпуск в количестве 44 дней. Но просить деньги у работодателя на оплату билетов себе, а еще и своим детям, она никогда не думала. Поэтому отправлялась вместе с мужем в путешествие на машине в Приморье.

— Я знаю, что оплачивают проезд бюджетникам, но у частников это не принято. Откуда возьмет предприниматель 50 тысяч рублей только на одного работника. У нас подходили с билетами к директору, он сказал, что такая льгота не распространяется на частные компании, — рассказывает продавец.

70

тысяч рублей и более понадобится жителю Тынды, чтобы по железной дороге попасть с двумя детьми в Сочи 

Теперь Татьяна Гаврилова, а также еще несколько тысяч человек, которые работают в различных ООО, у индивидуальных предпринимателей и проживают на территории Тынды, Зеи, Тындинского, Зейского, Селемджинского районов, имеют полное право требовать у своего работодателя компенсацию стоимости проезда себе, своим несовершеннолетним детям, а также безработному мужу или жене раз в два года. До недавнего времени такой льготой пользовались только работники организаций, финансируемые из федерального, областного и местного бюджетов. Так, например, санитарка в больнице с ежемесячной зарплатой в 10 тысяч рублей могла получить из бюджета почти сто тысяч рублей на оплату авиабилетов всей своей семье в любую точку России. Что касается проезда, то больше всего северных льгот у работников ОАО «Российские железные дороги». Помимо компенсации стоимости авиабилетов раз в два года, железнодорожники и члены их семей имеют право каждый год пользоваться бесплатными билетами на поезд.

Если в государственных учреждениях и крупных акционерных компаниях затраты на северные льготы закладываются в соответствующие бюджеты, то у частников ситуация другая.

— Сегодня все поставлено с ног на голову, — считает председатель союза предпринимателей Тынды Олег Зимин. — Часть обязанностей, абсолютно не свойственных предпринимателям, уже возложили на их плечи как на работодателя и сегодня продолжают это делать. Почему-то для работников бюджетных организаций средства закладываются и в федеральном, и в областном, и в местном бюджетах, а оплату проезда сотрудников частных компаний возлагают на плечи бизнесменов. Эти льготы должны распространяться на всех, а не только на работников бюджетной сферы. Ведь в первую очередь задача государства сделать все для того, чтобы человек здесь жил и работал.

100

тысяч рублей — в такую сумму обойдется путешествие самолетом из Тынды до Сочи с двумя детьми

Индивидуальные предприниматели справедливо считают, что потянуть такую ношу без поддержки государства вряд ли получится. Если у бизнесмена работает 10 человек, то каждый год его расходы на оплату проезда могут доходить до 500 тысяч рублей. Так, чтобы жителю Тынды по железной дороге попасть с двумя детьми в Сочи, ему понадобится более 70 тысяч рублей, а если использовать самолет, то эта цифра возрастет до ста тысяч.

Юристы подчеркивают, что есть возможность оплачивать проезд по «двухлетке» по минимальной стоимости, то есть по цене билета в плацкартный вагон. Правда, и здесь расходы вряд ли будут меньше 30—40 тысяч рублей. В случае если предприниматель откажется компенсировать стоимость проезда к месту проведения отпуска, то работник обращается в суд, который обязывает работодателя выплатить все понесенные расходы.

— В этом случае остается только один выход: снижать работнику зарплату и откладывать каждый месяц деньги на оплату проезда. Можно еще поднять цены на товары и услуги, но в условиях жесткой конкуренции ни к чему хорошему это не приведет, — объясняет индивидуальный предприниматель Светлана Маркова.

Несмотря на принятый закон, просить деньги на оплату проезда будут немногие северяне. Ведь в таком случае можно и попрощаться с работой.

Как признаются работники частных компаний, несмотря на принятый закон, просить деньги на оплату проезда будут немногие. Ведь в таком случае можно испортить отношения с директором фирмы, и он вряд ли согласится на продолжение трудовых отношений. Некоторые бизнесмены будут пользоваться тем, что право на проезд наступает во второй год работы и при приближении «северной льготы» станут расторгать договоры, чтобы не платить лишние деньги со своей прибыли. В свою очередь прокуратура намерена следить за работодателями в части соблюдения всех статей Трудового кодекса.