— Ни в своей профессиональной деятельности, ни в личной жизни судья не должен допускать проступки либо вести себя таким образом, чтобы ставить под сомнение объективность принятого решения. Он не вправе выражать свои симпатии и антипатии участникам процесса, тем самым умаляя авторитет судебной власти в угоду личным интересам или интересам других лиц, — подчеркнул Максим Петров.

— Максим Геннадьевич, как бы вы отнеслись к тому, что судья, допустим, прервал судебное заседание, снял мантию, на глазах у многих участников процесса поздоровался за руку с одним из свидетелей, который проходит по данному уголовному делу, а затем снова облачился в мантию и продолжил заседание?

— Конечно, подобным образом судья не должен себя вести, поскольку каждый вершитель правосудия обязан рассматривать все дела на основе беспристрастности. Если говорить о конкретном случае, который вы сейчас описали, это может свидетельствовать о пристрастном отношении к рассмотрению уголовного дела. Очевидно, что судья своим поведением указал на его особое уважение к одному из свидетелей. Имеются основания предполагать, что показаниям этого свидетеля он отдаст предпочтение по сравнению с другими.

— Значит, возникают сомнения в объективности принятого судейского решения?

— Да, вполне возможно полагать, что такой судья подошел к делу не беспристрастно. Что касается общего порядка, установленного законом… В случае если кто‑то из участников процесса имеет сомнение в объективности судьи, он вправе заявить такому судье отвод. Если участник судебного разбирательства располагает сведениями о нарушении судьей закона, совершении проступка, порочащего честь и репутацию судьи, он имеет право обратиться с жалобой в квалификационную коллегию судей. Такое право имеет любая из сторон, а также иные участники процесса или заинтересованные лица. Возвращаясь к приведенному вами примеру, могу обратить внимание на конкретные случаи, имевшие место в практике нашего областного суда. Буквально недавно в апелляции коллегиально рассматривалось уголовное дело. И один из судей, увидев, что по делу в качестве свидетеля проходит человек, с которым он хорошо знаком, заявил самоотвод. Он устранился от участия в процессе, чтобы не поставить под удар судебное решение. Иное могло бы свидетельствовать о предвзятости суда. Решение, постановленное таким составом суда, является незаконным и подлежит отмене. Основанием может быть не только установленный факт чьей‑либо заинтересованности, а даже наличие основания полагать, что судья мог быть заинтересован в исходе дела. Судье нельзя даже допустить мысль о предвзятости.