Сколько стоит велосипед победителя летней Олимпиады в Лондоне, почему у велоспорта «мужское лицо» и возможно ли проведение международной велогонки в Приамурье, рассказал АП бронзовый призер чемпионата России.

Марафон впечатлений

Благовещенец Дмитрий Саяпин — неоднократный призер соревнований по маутинбайку (горному велосипеду) во Владивостоке, на Урале, в Москве. В этом году амурский велобайкер отметился бронзой в категории «мужчины от 40 до 49 лет» на чемпионате России. На соревнованиях благовещенец представлял амурскую федерацию AmurBike. На 2‑м этапе Кубка «Ювента-Спорт», проходившем в июне в подмосковном Филино, амурчанину до второго места не хватило лишь 1 минуты 7 секунд — потерял время из‑за технической неполадки. В итоге трассу в 45 километров Дмитрий преодолел за 2 часа 5 минут. Результат весьма впечатляет, однако достижение профессиональной спортивной победой велогонщик не считает и мечтает доехать до пьедестала международного уровня.

— Катаюсь лет 6, более серьезно начал заниматься велоспортом три года назад. Не могу сказать, что я на профессиональном уровне, — считает Дмитрий. — Профессиональный спорт приносит какие‑то доходы. Велосипед фактически дорогой вид спорта, который требует много денег. На том уровне, на котором я нахожусь, это только расходы. Но я и не пытаюсь заработать — велосипед остается увлечением.

— Велосипед, если посмотреть на улицы Благовещенска, стал увлечением массовым. На той же набережной очень много велосипедистов. Это говорит о том, что хобби переходит в разряд спорта?

— Велоспорт — маутинбайк — в последнее время в России развивается, и это очевидно — во всех регионах появляются федерации, клубы, проводятся соревнования. Однако, во‑первых, велоспорт требует времени, во‑вторых — денег, в‑третьих, это экстремальный вид спорта — тяжелый, чреват травмами, падениями, и рассчитывать, что это будет массовое повальное увлечение на более высоком уровне, не стоит. Кстати, по причине риска и вероятности травм интерес к нему больше у представителей мужского пола, чем у девушек. Хотя сейчас в России самый титулованный спортсмен по маунтинбайку — Ирина Каленьтева, двукратная чемпионка мира, на Олимпиаде в Пекине заняла третье место.

Велоспорт — маутинбайк — в последнее время в России развивается, и это очевидно — во всех регионах появляются федерации, клубы, проводятся соревнования.

О машине и велотуризме

— Сколько у вас велосипедов?

— Два. Первый был одной из известных в Амурской области марок «Стелс». Потом парочка была. И сейчас два — шоссейный и горный. Можно заиметь и большее количество, но пока такой потребности нет. Новый велосипед необходим, когда есть больше времени, денег, когда ставишь более высокие цели. И еще — хороший велосипед стоит как машина.

— Ну… машину можно взять за 120 тысяч рублей, а можно и за 600 тысяч.

— И велосипед можно за 600 000. Допустим, маунтинбайк чеха Ярослава Кульгавы, который на последней летней Олимпиаде в Лондоне выиграл золото, стоит порядка 350 тысяч рублей. Комплектации могут быть и выше, но смысла в этом нет. Профессиональный велосипед стоит 250—300 тысяч. В принципе за 200 тысяч можно взять спортивный велосипед самого топового уровня, а то, что дешевле — полуспортивный, прогулочный и так далее. Чтобы кататься по набережной, достаточно купить и за 10 тысяч. Для прогулок в Благовещенске ассортимент велосипедов достаточно широк, а вот более профессиональные модели надо заказывать. Я заказывал в Москве. Но у меня есть друг-велобайкер, который не может найти желаемую модель не только в России, но и за рубежом.

— Что нужно велобайкеру, помимо двухколесного транспорта?

— Экипировка. Шлем, велотрусы с так называемым памперсом — мягкой прокладкой на том месте, на котором сидишь, чтобы натертостей не было. Контактные педали для спортивного катания — это когда велосипедные туфли жестко крепятся к педали. Они нужны, чтобы избежать травм, педаляж более комфортен — можно поймать фазу расслабления, чтобы чередовать нагрузку на мышцы, колени не страдают.

— Где вы катаетесь? Ведь трасс для велосипедистов в Благовещенске нет.

— Каждый ищет свою дорогу. Кто‑то катается по набережной, кто‑то ищет горы, узкие экстремальные подъемы, спуски. Я езжу по асфальту на шоссейном велосипеде только в целях тренировки. Особый драйв получаешь на вершине горы, узкой тропинке, когда пытаешься объехать деревья, прыгаешь с трамплинов на грани падения с велосипеда. В наших благовещенских условиях, в районе Моховой Пади, Белогорья можно найти тропинки, горы и спуски — природные трассы, которые не надо ни копать, ни строить. Есть возможность тренироваться. В Москве и Санкт-Петербурге сложнее — там равнинный рельеф, поэтому занимаются сооружением трасс, искусственных трамплинов. Благовещенск меньше — можно доехать куда хочешь. Но, живя в той же Москве, есть возможность сесть на автомобиль и приехать на крупные соревнования. Для нас участие затруднительно в силу удаленности региона — перелеты и прочие дорожные сложности. Хорошие условия в Крыму — я в прошлом году участвовал в велосипедной многодневке около Ялты, тогда еще Крым украинским был…

— По многим видам спорта в областном центре нередко проводятся соревнования вплоть до международного уровня. В Приамурье длительные заезды возможны?

— Проводим ежегодный велопробег. Два года назад проехали по маршруту Шимановск — Свободный — Благовещенск, в этом году в мае выбрали Благовещенск — Белогорск — Свободный — Благовещенск. Организовываем также соревнования по кросс-кантри, триатлону — плавание, велосипедная гонка и бег. Сезон мы открываем в апреле, а завершаем в октябре. За это время проходит с десяток мероприятий. Так, например, в июне на озере Песчаном состоялся триатлон и фанджампинг (прыжки с велосипедом в воду), а 27 июля в районе «Колоска» пройдут третий этап Кубка федерации велоспорта и детская велогонка. В августе планируем провести многодневку в Селемджинском районе. В августе также некоторые велобайкеры планируют выехать на многодневные соревнования на озеро Ольхон на Байкале.

Но нужно различать спортивные и массово-оздоровительные мероприятия для велосипедистов. Природные условия позволяют провести и крупные соревнования. Но, с одной стороны, это финансы. С другой — нужно чем‑либо удивить гостей? Мы — далеко, ехать к нам будет интересно, если только увидеть что‑то экстраординарное. Международные соревнования проходят регулярно в Европе — там Альпы, Карпаты. В России — на Байкале. Но там — всемирно известное озеро, остров Ольхон, красоты, шаманы. Хотя и эта гонка пока не привлекла большого количества участников, потому что далеко и дорого, не хватает инфраструктуры. Велобайкеры живут впечатлениями и едут на соревнования не за призовыми местами, а за красотой природы, сложностью трасс. Это люди-фанатики. У нас в области есть Тында, Селемджинский район с горами и красотами, но встает вопрос неразвитой инфраструктуры.

— А как насчет мирового турне на велосипеде?

— Это велотуризм. Двое жителей Белогорска так проехали всю Кубу. У нас есть велотуристические маршруты по Приамурью, велопоходы. Любой желающий может поучаствовать. Ни разу не ездил, так как это не мое — я спортсмен.

— Тренируетесь регулярно или от случая к случаю?

— Велогонки не основная моя работа. Есть какой‑то план — 10—15 часов в неделю, объемные длительные тренировки — на выходных. Приходится тренироваться два раза в день — во время обеда, обедаю потом на рабочем месте, и вечером, плюс зарядка. Получается, три раза в день занимаюсь. С учетом моей работы времени всегда не хватает.

В Европе многие добираются на велосипедах в офис в костюмах и при каблуках. У нас такое не позволяет погода — зимой очень холодно, летом слишком жарко, так что не до дресс-кода. Дороги для массовых таких заездов у нас не приспособлены. А еще велосипед не оставишь на улице — утащат.

«Велосипед — как средство похудания»

— Похудеть, если крутить педали, реально?

— Конечно. Ведь можно уехать подальше от холодильника. А если серьезно, я считаю велосипед наиболее эффективным средством для похудания. Но если заниматься более-менее профессионально, ставить спортивные задачи. Посмотрите на топовых лыжников и велосипедистов — у последних жировая масса меньше, так как нагрузки идут более длительные — соревнования длятся от полутора часов до шести. И требуется более сухой состав тела. Велосипед развивает весь организм. Основная нагрузка идет на нижнюю часть, но задействовано все тело. Поэтому и занимаешься общефизической подготовкой. Вообще скажу: лучше крутить педали, чем лежать на диване и пить пиво. Понятно, что любой спорт таит в себе опасности, если нарушать правила тренировки, не распределять нагрузки. Похудеть можно и от бега. Но у нас лето жаркое, бегать достаточно опасно: можно перегреться, получить тепловой удар — на велосипеде едешь, скорость выше, тебя обдувает и идет кондиционирование. Кстати, я занимаюсь и в тренажерном зале, потому что велосипед требует хорошей физической подготовки, силы, выносливости — нагрузки большие на ту же спину, также руки нужны, когда педалируешь стоя. Неподготовленному человеку проехать по сопкам по жаре 100 километров просто нереально, нужны планомерные тренировки. Так что приседаю со штангой. Но в спортзале я долго находиться не могу, так как ограничен четырьмя стенами в замкнутом пространстве, нет какой‑то динамики, смены картинок. Смотришь на себя в зеркало и думаешь, как накачать мышцы или похудеть. На велосипеде ты можешь не думать о цели, а просто получать удовольствие — пейзаж, свежий воздух, впечатления, адреналин. И конечно же — свобода.