Открыли совещание глава РЖД Владимир Якунин и заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. Последний отметил, что сегодня мировая экономика переориентировывается на Китай, а значит, возрастает значимость и востребованность железных дорог Дальнего Востока. Все мероприятия, входящие в так называемый второй этап развития БАМа, завершатся в 2018 году. Но, по словам замминистра транспорта, это станет только основой для дальнейшей работы.

Как сообщает пресс-служба областного правительства, с докладами выступили губернатор Олег Кожемяко, начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко, ректор ДВГУПС Борис Дынькин, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, врио главы Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов, начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Вячеслав Рыбкин, председатель межрегионального координационного совета ветеранов ВСМО Владимир Гребенюк.

 — Развитие БАМа, его транзитного потенциала, даст импульс освоению новых сырьевых источников и реализации крупных производственных проектов. В Амурской области готовы принять инвесторов порядка десяти месторождений, прилегающих к БАМу. Для их разработки требуются резервы пропускной способности, — рассказал губернатор Олег Кожемяко.

По словам главы региона, сегодня в регионе уже создается новая отрасль полного цикла — черная металлургия — на базе освоения пяти железорудных и титаномагнетитовых месторождений Амурской области и Еврейской автономной области, строительства трёх ГОКов и металлургического комбината. Это предприятия горно-металлургического кластера.

В Амурской области вышел на проектную мощность Олёкминский ГОК, в Еврейской автономной области строится Кимкано-Сутарский комбинат. В 2015-м году в области начнется строительство Гаринского ГОКа. Кластер обеспечит ежегодную загрузку Транссиба более чем на 10 млн тонн. С пуском в 2017 году Дальневосточного металлургического комбината по производству инновационной продукции  железа прямого восстановления — география транспортировки грузов расширится. Всего за счет создания новой индустриальной базы на Дальнем Востоке будет привлечено более пятисот млрд. рублей инвестиций, создано 26 тысяч рабочих мест и получено более 14 млрд рублей ежегодного прироста налогов в бюджеты всех уровней. Освоение природных ресурсов требует модернизации действующей железнодорожной инфраструктуры и создания новых дорог. Строительство железнодорожной ветки Шимановская — Гарь — Февральск станет частью стратегической рокады между БАМом и Транссибом. Эта дорога свяжет все предприятия металлургического кластера. Железнодорожная ветка Февральск — Огоджа позволит включить в хозяйственный оборот Огоджинское месторождение каменного угля, реализовать региональные проекты лесопереработки на базе безотходных технологий.

Новые промышленные проекты должны быть обеспечены новой транспортной инфраструктурой. Необходимо строительство железной дороги Тыгда – Зея. В перспективе для освоения притрассовых территорий потребуется строительство технологических железных и автомобильных дорог к месторождениям медно-никелевых руд, апатитов и цианитов. Благодаря электрификации Байкало-Амурской магистрали и созданию энергоемких производств будет востребована избыточная в настоящее время электроэнергия, вырабатываемая в Амурской области. Это учтено в региональных планах по развитию новых объектов генерации, в том числе строительству Нижне-Бурейской ГЭС.

— Модернизация и расширение БАМа существенно изменит облик Дальнего Востока и укрепит экономический каркас региона, позволит решить ряд социальных проблем, — отметил губернатор Олег Кожемяко.