• В ответ на продуктовые санкции депутаты Госдумы предлагают отдать российским товарам половину полок

Как уверены власти, голодать нам не придется.

 — Около 65 процентов продовольствия в области — продукция амурских производителей. Мы на 100 процентов можем обеспечивать себя яйцом, молочной продукцией, соевым маслом и другими продовольственными товарами, — уверена замминистра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Ольга Лиштаева. — Но потребители привыкли к ассортименту и хотят выбирать из разнообразия. Поэтому к нам завозится не только продукция, которая у нас не производится, но и товары аналогичные тем, что есть у нас. Растительным маслом, соевым, мы себя обеспечиваем, но есть покупатели, которые любят подсолнечное, оливковое. Макаронные изделия тоже можем производить, но от итальянских они отличаются. Количество импорта в торговых сетях посчитать невозможно, так как далеко не все, что поступает на прилавки местных магазинов, везется через нашу таможню. Большая доля импортной продукции приходит из других регионов. В то же время часть продовольствия, поставляемого через наши пункты пропуска, отправляется на реализацию в другие территории. 

Идею поддержать отечественных производителей, уверены эксперты, будет непросто воплотить. В первую очередь из-за того, что сложно контролировать конкретную долю той или иной продукции на прилавке. 

— Долю импорта в общем объеме просчитать сложно.  Для этого необходимо делать выборку по каждой группе товаров, — отметила начальник отдела маркетинга сети дискаунтеров «Кэш-энд-Кэрри» Наталья Марковец. 

Мелкие производители не готовы обеспечить такие объемы товара, которые нужны крупным сетям, уверены представители торговли.

Распознать зарубежное 

Еще одна сложность  связана с тем, что нет точного определения понятия «иностранная продукция».  

— Может ли считаться импортной продукцией шоколад, произведенный на российской фабрике, которая принадлежит иностранному владельцу? — резонно замечает  коммерческий директор компании «Арт-Маркет опт» Алексей Ярош (сеть магазинов «Авоська»). — Всю продукцию, за исключением растительного масла, парного мяса, молока и еще ряда товаров, производят компании, владеют которыми иностранцы. Большинство известных шоколадных брендов — иностранные.  Кондитерскую продукцию, таким образом, тоже можно считать зарубежной. Есть часть товаров, которая производится за рубежом. К примеру, компания «Нестле» примерно половину своего ассортимента производит на фабриках Израиля. Из Белоруссии везется много кондитерских изделий и консервации. У консервированных огурцов, помидоров  импортные производители, которые делают товар по заказу российских предприятий. Поэтому консервация практически вся импортная. Не говоря уже о том, что производители колбас могут использовать импортное сырье.

 Другие представители торговли   уверены, что  отечественный товар значительно преобладает над заморским.  

— Более 90 процентов продуктов питания в наших магазинах — отечественного производства. Доля импорта незначительна. В основном это  «заморозка» — куриные окорочка, мясо из Бразилии, — рассказал руководитель торгового дома «Троя» Андрей Ситанский. — У нас по области 11 магазинов, где представлено до трех тысяч наименований товара, который мы везем сами. Остальное поставляют партнеры.  К примеру, сыр мы завозим из Алтая, так как аналогичную продукцию зарубежного производства за 500 рублей в районах продать сложно. За последнее время консервы поднялись в цене, так как даже отечественные предприятия тару закупают за рубежом. Выросла стоимость продуктов японского производства — в основном  специи. Удорожание произошло из-за роста доллара. В целом, на мой взгляд, даже в крупных супермаркетах Благовещенска в каждой группе товаров отечественная продукция значительно преобладает над импортными аналогами. Единственное, в чем мы отстаем, — это фрукты. Их приходится везти из Китая, Узбекистана, так как своих у нас почти нет.  

Местные производители, работающие на амурском сырье, уверены, что вряд ли почувствуют изменения после введения ограничений для импортных продуктов.

— Подобные нововведения на работе предприятия не отразятся, — считает начальник отдела маркетинга ОАО «Хладокомбинат» Наталья Казимирова. — К примеру, доля импорта молочной, кисломолочной продукции, представленная финскими, литовскими производителями, и до введения санкций была невысока. Сегмент мороженного премиум-класса также небольшой. Молоко и молочная продукция в торговой сети — это товар по большей части отечественного производителя.

На благовещенском предприятии «Царь-Каравай», которое специализируется на производстве кондитерских изделий, импортных производителей к числу конкурентов тоже не относят. 

— Сейчас открылось много кондитерских цехов. Несмотря на то что мы существуем давно и стабильно работаем, конкуренция все-таки чувствуется. Но импорта в производстве кондитерских изделий не так много, поэтому соперничества с зарубежными товарами мы не ощущаем, — рассказали на предприятии. 

Прилавки не для всех 

Впрочем, производители часто жалуются, что попасть на прилавок крупных торговых сетей среднему и мелкому бизнесу непросто.  Завитинский предприниматель Алексей Наконечников считает, что под отечественное продовольствие стоит предоставить не половину, а даже больше прилавков в торговых точках. 

— Почему не 100 процентов под отечественную продукцию?! Мы весь наш товар — 80 видов рыбной продукции, столько же сортов мясных полуфабрикатов, кондитерские изделия —  производим исключительно из отечественного сырья. Покупаем мясо у амурских производителей в Михайловским, Бурейском, Октябрьском районах. В ущерб качеству с блочным импортным мясом никогда не работали,  — уверяет Алексей Николаевич. — Но в крупные торговые сети нас не пускают, так как коммерческие структуры предпочитают взять более дешевый товар и иметь возможность сделать высокую наценку.

Представители торговли в свою очередь уверяют, что они не меньше производителей заинтересованы в расширении ассортимента  и готовы предложить место на прилавке под продукцию небольших амурских компаний. 

 — Мелкие производители более тщательно подбирают продукты. Но при этом они не готовы обеспечить такие объемы товара, которые нужны крупным сетям. Месяца полтора назад мы начали работать с поставщиком  рыбной продукции, но сейчас видим, что он не справляется. Товар становится ниже качеством. Если раньше  рыбу на предприятии коптили на натуральном дыме, то сейчас, чтобы обеспечить объем, используют жидкие примеси, — рассказали в руководстве одной их крупных торговых сетей областного центра. 

Налоговые послабления 

Между тем в крупных магазинах областного центра уже наметилось определенное сокращение в ассортименте продуктов питания после введения санкций. 

— Если у московских поставщиков еще есть товар, который после введения санкций в Россию из ЕС ввозить перестали, то у нас он уже закончился. В основном это касается скоропортящихся продуктов, у которых небольшой срок годности, и до нас они просто не успеют доехать в свежем виде, —  рассказали на предприятии, владеющем сетью магазинов в амурской столице. 

35,6

тысячи тонн составил объем импорта продовольственных товаров с января по июль 2014 года, согласно данным Благовещенской таможни

Кроме того, представители торговли опасаются роста цен, в частности,  на рыбную продукцию. Недавно глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что лосось в России будет дорожать из-за плохой путины и дефицита, сообщает ИТАР-ТАСС. Цена на красную рыбу, в частности, на горбушу, начала расти, и эта тенденция в виду дефицита на рынке будет сохраняться, отметили в руководстве российского ведомства. 

Законодательная инициатива, направленная на поддержку отечественного производителя, кроме установления квоты на импорт, также предусматривает налоговые послабления. Как сообщает информационно-правовой портал «Гарант», предполагается установить пониженную ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов на реализации всех отечественных продовольственных товаров. Сейчас, согласно положению налогового законодательства, пониженная ставка применяется при реализации отдельных видов продовольственных товаров, таких как  мясо, молоко, растительное масло, зерно, хлеб и другого продовольствия.

Сколько в Приамурье завозится продовольствия 

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья во внешнеторговом обороте Амурской области составил 

 21 млн 583,5 тысячи долларов США — первое полугодие 2014 года  

32 млн 962,73 тысячи долларов —   2013 год

26 млн 598,46 тысячи долларов США   —  2012 год                                                                                                      (Источник: Амурстат)

Возрастная категория материалов: 18+