• Ежегодно количество туристов, пересекающих границу в Благовещенске, доходит до миллиона.
  • Михаил Сорокин, начальник Благовещенской таможни

В ведомстве отмечают, что объем товаров, поступающих в Россию через пункты пропуска Благовещенской таможни, в этом году стал снижаться. Такая тенденция замечена впервые с начала десятилетия. Так, в сравнении с 2013 годом товарооборот снизился примерно на 15 процентов. По словам таможенников, этот процесс связан с общей экономической ситуацией в стране и мире. Вопреки домыслам пресловутые обоюдные санкции России и Запада здесь ни при чем, поскольку 95 процентов импорта поступает в Приамурье из КНР.

— Кроме того, в последнее время меняется структура импорта. Например, товары народного потребления сильно упали в объемах. Зато увеличился сегмент тяжелой техники, такой как самосвалы, тракторы, грейдеры. Также рост наблюдается по строительным материалам, — рассказывает Михаил Сорокин. — При этом львиная доля этих товаров уходит в другие регионы России, и в первую очередь на запад. Например, не так давно крупные потоки техники и стройматериалов шли из Китая на строительство олимпийских объектов в Сочи.

Что касается туристов, пересекающих границу в пункте пропуска Благовещенск — Хэйхэ, то их количество остается самыми крупным в ДФО. В год счетчик достигает миллиона человек. По словам таможенников, такой показатель вряд ли получится, даже если сложить ежегодные туристические потоки всех дальневосточных пунктов пропуска вместе взятых. Тем не менее по сравнению с прошлым годом пассажиропоток через Благовещенскую таможню снизился на пять процентов. Причины — падение интереса к приграничному шопингу из-за развития интернет-торговли, а также нарастающая популярность международных туристических авиаперевозок.

— Несмотря на несущественное снижение товарооборота, мы готовимся к большой напряженной работе в ближайшие годы. Это связано с реализацией ряда проектов международного масштаба. Таких, например, как строительство трубопровода «Сила Сибири», который выйдет на Благовещенск. Этот проект потребует привлечения большого количества строительной техники, которая, скорее всего, будет поступать из-за рубежа, — продолжает руководитель Благовещенской таможни. — Также речь идет о строительстве автодорожного моста через Амур в Каникургане. Рядом с ним запланировано создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Предмостовая». По всей видимости, там понадобится новый пункт пропуска.

Еще один перспективный проект — канатная дорога через Амур, строительство которой начнется в 2015 году. Здесь тоже будет организован новый пограничный переход. При этом, как отмечают таможенники, речной пункт пропуска продолжит работу в качестве альтернативного. Кроме того, большой интерес у потенциальных инвесторов и властей вызывает пункт пропуска Джалинда — Мохэ. Официально он открыт правительством России, но фактически не работает. Этот переход важен для развития туристического сообщения с самой северной точкой Китая, а также с точки зрения транспортной логистики для доставки грузов в КНР. На российской стороне есть выход на трассу Чита — Хабаровск, а также на железную дорогу. Эти факторы бизнесмены рассматривают как хорошую возможность для перевалки грузов — таких как, например, полезные ископаемые, которые добывают в Якутии.

— Еще одно направление связано с тем, что за последние три года примерно в шесть раз выросло количество международных рейсов из аэропорта Благовещенск. Пока это только нерегулярные туристические перелеты. За девять месяцев этого года было оформлено 225 самолетов — больше чем на Камчатке, — отмечает Михаил Владимирович. — Благовещенская таможня подала в Дальневосточное таможенное управление экономическое обоснование о создании в нашем аэропорту отдельного поста по оформлению пассажиров. В скором времени здесь планируется строительство международного терминала. Также собираются строить вторую взлетную полосу, которая позволит принимать самолеты более высокого класса, лайнеры. Это должно дать толчок не только к развитию туристических перелетов, но и к перевозке товаров авиатранспортом.

Как отмечают в руководстве ведомства, реализация всех этих проектов может потребовать увеличения штата. Например, в этом году в связи с развитием интернет-торговли и увеличением количества международных почтовых отправлений коллектив расширился на пять единиц. Сейчас численность сотрудников Благовещенской таможни, включая якутские пункты пропуска, составляет 352 человека.

Китайское мясо пока не будут завозить через Благовещенск

Михаил Сорокин, начальник Благовещенской таможни:

— Сейчас все говорят о возобновлении поставок китайского мяса в Россию. На сегодняшний день у Благовещенской таможни нет компетенции по ввозу мяса. Здесь требуется специальное разрешение. Однако если возникнет необходимость импорта этого продукта на нашу территорию, я не исключаю, что мы такую компетенцию можем получить. Это будет зависеть от заинтересованности бизнеса и властей. В то же время у нас есть возможность ввоза мяса для переработки, но с обязательным условием обратной отправки произведенной продукции. За все время нашей работы никто так и не воспользовался этой возможностью. Интересовались представители предприятия из Серышевского района, но в итоге не стали за это браться. Вместе с тем на российские продовольственные товары в Китае есть немалый спрос, наши продукты считаются более экологически чистыми. Ежедневно через пункт пропуска в Благовещенске вывозится около двух тонн российских продуктов. В основном это товары из других регионов, но доля амурских производителей в этом есть. В основном это молоко, масло, конфеты, шоколад.