• Кадр из фильма «Обитель проклятых». Фото: kinopoisk.ru
  • Кадр из фильма «Обитель проклятых». Фото: kinopoisk.ru
  • «Обитель проклятых». Фото: kinopoisk.ru

Андерсон в первую очередь представитель сериальной стихии, и не зря его послужной список так редко пополняется полным метром. Несомненная удача, которой явился «Машинист», открывший миру в том числе неизведанные физические и актерские способности Кристиана Бейла, является скорее исключением. Потому ожидать от «Обители проклятых» (в оригинале — Элиза Грейвс) столь же магического погружения в нарисованный на экране мир было сродни ставке на выигравшее в прошлом розыгрыше число. И на этот раз оно не выпало.

В «Обители», в принципе, есть все для крепкого психологического триллера: затерянная в ландшафте психиатрическая лечебница, XIX век, когда к душевнобольным относились скорее с экспериментальной, нежели с гуманистической точки зрения, знакомые актеры в незнакомой обстановке (исключая Бена Кингсли, который совсем недавно уже руководил психушкой) и ряд неплохих сценарных ходов. К сожалению, Андерсон попытался приготовить из этих ингредиентов сразу несколько блюд, отчего понемногу не хватило в каждом из них.

Итак, вполне стандартная для первоисточника — Эдгара Аллана По — завязка, в которой молодой специалист прибывает набираться опыта в вынесенную за пределы цивилизации больницу, обещает нам развитие сразу нескольких сюжетных линий. Главному герою в исполнении Джима Стерджесса предстоит восхититься методами представшему в роли главврача персонажа Бена Кингсли, узнать, что настоящего главу заведения играет Майкл Кейн, а по ходу дела горячо полюбить героиню Кейт Бекинсейл. Разобраться, кто в лечебнице Стоунхерст врач, а кто — сумасшедший, непросто, посему потребуется почти двухчасовое викторианское расследование, результат которого призван обескуражить зрителя, если он, конечно, не догадается обо всем еще на середине картины.

Кейт Бекинсейл слишком чужды все эти платья-прически-рояли, и в том, что зритель ждет, когда она наконец переоденется в латексный костюм, актриса сама и виновата.

Довести до ума каждую из начатых линий у режиссера и актеров не получилось, и это немудрено. Имея на руках сценарий, основанный на одном из произведений классика, которому всегда плохо удавались концовки, логичнее было написать новый финал, а впоследствии сосредоточиться на чем-нибудь одном — например, на противостоянии героев Стерджесса и Кингсли. «Обитель» не имеет четкого лейтмотива, на фоне которого бы неплохо смотрелись даже недоработанные побочные линии, отчего возникает ощущения, что определиться с жанром фильма не смогли сами участники съемочного процесса, а потому и зрителю это, в общем-то, не светит.

Знать это лучше заранее, чтобы не терзать себя напрасными ожиданиями. Начинается картина как жесткий триллер, если не хоррор, и готический антураж, в который попадает выпускник Оксфорда, весьма этому способствует. Стоунхерст выглядит как заведения, которые часто становятся местом действия в фильмах ужасов. Здесь есть темные коридоры, неприступные стены и человеческие страдания, то есть все для возникновения недружелюбных призраков. Персонажи Кингсли и Кейна (оба — лауреаты премии «Оскар») могли бы добавить неоднозначности сюжету, если бы не были столь просты и читаемы. Кейт Бекинсейл же слишком чужды все эти платья-прически-рояли, и в том, что зритель ждет, когда она наконец переоденется в латексный костюм, актриса сама и виновата.

Отдельного внимания заслуживает главный герой. Оказывается, Джиму Стерджессу позапрошлый век идет не меньше, чем Джуду Лоу. Сочетая в себе талант и мужскую красоту, Эдвард Ньюгейт ловко приспосабливается не только к нюансам обстановки, но и к постоянно меняющимся обстоятельствам. В конце концов, чтобы сохранить чувства к женщине даже после того, как выясняются довольно жуткие подробности ее трагически завершившегося брака, нужно иметь немалую выдержку. Стерджесс одновременно наивен и отчаян, что, собственно, и требуется при прямом столкновении с обратной стороной социума. 

Андерсон постарался сохранить в картине все, что присуще Эдгару По — не обошлось даже без маскарада, который, учитывая место его проведения, становится еще более символичным, чем в «Маске Красной Смерти», потому как здесь уже никто не гарантирует психическую уравновешенность приглашенных. Прикрученные к классическому ходу событий моральные терзания на тему вины сумасшедшего в содеянных им преступлениям и легетимности кардинальных методов его лечения несколько отвлекают от происходящего, потому что решаются только ходом времени. Электрошок и лоботомия канули в Лету вместе с породивших их обществом, и заслуги конкретных людей в этом не просматривается. Часть жестоких методик и вовсе сохранилась за стенами современных психиатрических больниц.

Таким образом, заплативший за билет зритель получает неплохой набор эмоций, которые, к сожалению, с самого начала выглядят одноразовыми. «Обитель проклятых» не из тех фильмов, которые хочется держать в коллекции и пересматривать холодными вечерами, отыскивая в сюжете новые грани и детали. Тем не менее талант режиссера вкупе с возможностями актерского состава, неплохой операторской работой и соответствующими декорациями не дадут зрителю скучать — в конце концов, все психологические триллеры похожи друг на друга и не только Беном Кингсли в белом халате врача.