Сценарий «Выстрела» написала Зоя Кудря — потрясающе плодовитый автор, из-под пера которого выходит два-три готовых сюжета в год, а в особо удачные годы ее имя появляется не менее чем в пяти проектах. При этом большинство из них заметно выбиваются из общего «мыльного» потока: Кудря работала над «Границей», «Адмиралом», «Мосгазом» и «Палачом», экранизацией романов Акунина о Пелагии и крепким ситкомом «Охота на изюбря». Первые же серии «Выстрела» позволили зрителю почувствовать знакомую руку автора. Детективная составляющая здесь куда менее очевидна, чем в том же «Палаче», однако герои и отношения между ними прописываются незамедлительно. В эти отношения с той же сноровкой добавляется напряженность, которую по ходу развития сюжета будут только наращивать.

Действие «Выстрела» происходит в Ижевске, Москве и предолимпийском Сочи, которому в начале сериала предстоит принять зимние Игры через два года. Собственно, фильм начинается с весьма грубых слов, которыми характеризуют выступление российских биатлонистов в Ванкувере-2010. С первых кадров зритель должен понимать катастрофичность сложившейся в сборной ситуации и высоту миссии, возложенной на простого провинциального парня, который в компании вполне мушкетерских товарищей предпочитает тренировки пивным посиделкам и серьезные стремления глупым мечтаниям. Эти три географические точки становятся основными точками и в сюжетном отношении: талант находится в провинции, возможности — в Москве, победа — в Сочи. Главному герою Павлу Крутову очень даже по-советски «судьба бросает вызов». Надо заметить, что поведение героев и их манера общения постоянно напоминают нам о спорте с серпом и молотом на флаге. И немудрено.

Главный герой живет в деревянном доме, как полагается, без отца, тренировки чередует с привозом воды в молочных флягах и несколько картинным копанием картошки при помощи штыковой лопаты. Все на нем: и мать, и сестра, и невезучий дядя. Провинциальной наивностью юные герои картины просто переполнены, иногда до шаблонности: первый визит в Москву для них заканчивается пивком и полицией, на важнейшие отборочные соревнования будущие звезды спорта едут с опухшими от пчелиных укусов лицами — черт знает что, но побеждают ведь. Гарантом этой невинности является старая биатлонная школа в лице тренера дяди Васи с ожидаемым прозвищем Батя, которого играет плохо ассоциирующийся с биатлоном Владимир Меньшов. Впрочем, образ спортивного наставника с напускной строгостью и болеющей душой вполне укладывается в привычное амплуа актера.

С первых кадров зритель должен понимать катастрофичность сложившейся в сборной ситуации и высоту миссии, возложенной на простого провинциального парня, который в компании вполне мушкетерских товарищей предпочитает тренировки пивным посиделкам и серьезные стремления глупым мечтаниям. 

Именно он предпринимает первые усилия, чтобы раскачать сюжетную линию. Талант Крутова замечают в сборной России, он принципиально тащит за собой своих товарищей, хотя один из них — определенно подлец и получает по морде в первых же сериях, второй — не только рыжий, но еще и физически непригоден для соревнований высшего уровня, третий — непризнанный лидер. Волей сценариста выдающийся биатлон олимпийского уровня в начале сериала молодые люди показывают исключительно вчетвером: этот отлично катается, этот отлично стреляет, остальные прикрывают первых двух средним уровнем. Ну а дальше прелести и подлости большого спорта, испытание дружбы на прочность, патриотический настрой, главная Олимпиада страны и выстрел, вынесенный в заголовок. Впрочем, об этом говорить рано.

«Выстрел», как сериал, безусловно, заказной, сделан с определенным старанием, границы которого, впрочем, заведомо обозначены бюджетом. Вышеупомянутый Меньшов, Сергей Угрюмов в роли главного тренера сборной, Юрий Шлыков в роли сотрудника Минспорта — все они подобно своим персонажам отечески посматривают на молодежь и играют вполсилы, а где и в четверть ее. Речь идет вовсе не о профессиональной лени, сам сюжет сериала таков, что их персонажи не сложнее пяти копеек и многие их поступки и фразы несложно предугадать: опять шаблон. Выкладываться по полной предоставили молодым актерам, имена основной четверки: Юрий Борисов, Данила Шевченко, Сергей Соцердотский и Гела Месхи. Они уже мелькали перед зрителями в разного рода несерьезных проектах на телевидении, «Выстрел» для них — тот же вызов в сборную: и наставники рядом, и ответственность выше.

Они и стараются, напугав зрителя в самом начале первой серии отвратительной игрой, которая оказалась нарочитой робостью персонажей перед камерой. Молодые люди старательно развивают своих героев как индивидуально, так и внутри четверки друзей. В сценарии присутствует также плохо поддающееся подсчету количество малоотличимых друг от друга девиц, звезда биатлона со свойственным звезде поведением и другие вполне стандартные товарищи, чья задача — усилить всеобщую ностальгию по утраченным достижениям советского спорта, возродившимся на сочинских объектах. Одну из ролей, кстати, дали редко появляющейся на экранах Евгении Симоновой: достигшая пенсионного возраста Катя Снегирева доказывает нам, что и у старшего поколения были страсти, влюбленности, соперничества и молодость как таковая.

При всем вышеописанном некоторые сюжетные моменты вызывают недоумение и кажутся слишком притянутыми. Например, когда надежды российского спорта, прошедшие тщательнейший профотбор, начинают вести себя как претендентки на корону провинциального конкурса красоты. Герои «Выстрела» вообще слишком много психуют для людей, на которых возложена столь высокая ответственность, в частности и для спортсменов вообще. Биатлон, как искусство совмещения выносливости с выдержкой и таланта с волей, не очень-то подходит для разного рода сопливых выходок, равно как и для мечтательных монологов о покупке острова в экваториальных водах, которые то и дело звучат из уст одного из четверых друзей.

Что характерно, продюсером «Выстрела» наряду с Константином Эрнстом выступил Денис Евстигнеев — режиссер модного когда-то фильма «Займемся любовью». В продюсерском качестве он выступал на множестве разнообразных проектов, включая те же «Мосгаз» и «Палач», а также знаменитые социальные ролики с участием Нонны Мордюковой и Риммы Марковой. Как известный мастер выполнения госзаказа, Евстигнеев делает кино с патриотическим уклоном, да еще и приуроченное к новоявленной дате, с выдающимся спокойствием: неотвратимость сочинской победы ощущается с первых кадров и никакие москвичи, выстрелы и даже сам Бьёрндален ничего не смогут противопоставить русской воле.

Возрастная категория материалов: 18+