Детдом с аэродромом 

— Чтобы найти точное место падения самолета, нужно копать. Он настолько сильно врезался в землю, что до сих пор его фрагменты погребены под слоем почвы. Я даже могу показать вам, где он упал, — бодрым голосом рассказывает Алексей Алексеев. 

В далеком 1944 году Леше было десять лет. Родители умерли, и он с сестрой попал в детский дом № 1 им. Ленина в поселке Пионерский. Через семь лет он поступил в железнодорожное училище, окончил его и 20 лет отработал в исправительной системе, пройдя путь от простого участкового до заместителя начальника колонии Тахтамыгды.

— Точных дат, связанных с падением этого самолета, я не помню, поэтому не буду их называть,— продолжает Алексей Васильевич.— Буду говорить только то, что я слышал и видел.       

Поселок Пионерский находился в нескольких километрах от Новокиевского Увала — прямо в чистом поле. Во время войны его даже хотели расширить до города Крупска. Хотя в этом городке было бы всего пять деревянных двухэтажных зданий и один кирпичный дом. В последнем жили и учились воспитанники детского дома: основные удобства находились на улице, а парты стояли в коридорах.

В стоящих рядом стандартных деревяшках жили летчики. Через трассу находилось летное поле, где в спецукрытиях стояли самолеты. Их было не больше 4—5 штук. Рядом со взлетной полосой находилось несколько одноэтажных казарм для технического персонала.

Ножи из самолетных деталей

— Летчики называли самолеты «Дугласами», — вспоминает Алексеев. — Рассказывали, что перегоняют их из США для обкатки. После тренировочных полетов самолет улетал на фронт с летным экипажем в три человека.

Учебные полеты проходили только днем, потому что взлетно-посадочная полоса не была оборудована световыми сигналами. Сам аэродром не был закрытым объектом: там не было ни ограждений, ни охраны, поэтому экскурсии на летное поле для воспитанников детдома были вполне обычным явлением. Летчики не препятствовали любопытству местной ребятни и даже разрешали мальчишкам лазить в разбитых самолетах.

— Мы с ребятами вдоль и поперек облазили эти машины на кладбище самолетов, даже детальки некоторые отвинчивали. Например, из металлических тяг — таких длинных тонких деталей в виде линейки — делали ножи для чистки картошки. Пытались найти отделения или крепежи для снарядов или бомб, но не смогли, не было их там.

Никаких имен десятилетний Леша не запомнил, кроме одной фамилии — Носов. Ее он услышал после еще одной авиакатастрофы: на взлетном поле из-за сильного тумана столкнулись два самолета, и командир эскадрильи Носов погиб.

Экипажу спастись не удалось

Об авиакатастрофе осени 1944 года Алексей Васильевич узнал сразу: в городке поднялся шум. Все воспитанники детдома побежали на речку Селемджу, где разбился самолет. Близко к горящему корпусу их не подпустили, но мальчик точно помнил, что самолет упал не на кукурузное поле, а на пустырь, недалеко от протоки реки. 

— Кукурузу в те годы на этих полях вообще не сеяли, — вспоминает пенсионер, — все больше пшеницу и картофель. Я это запомнил так ясно, потому что мы ходили на поля собирать колоски и мерзлую картошку, чтобы испечь на костре. К тому времени, кстати, уже прошла уборка урожая.

Самолет горел долго. Собравшиеся на месте катастрофы военные летчики говорили о неисправности машины и о том, что члены экипажа не смогли выбраться и погибли. Их тела никто из детдомовцев не видел. На следующий день военные позаимствовали машину в детском доме и на ней вывезли фрагменты самолета, которые удалось достать. После этой авиакатастрофы, по воспоминаниям Алексея Алексеева, он с ребятами не один год приходил на место аварии, пытаясь извлечь из талой земли кусочки самолета. Но часть корпуса настолько глубоко зашла в землю, что там они находятся по сей день.

Алексеев уехал из детского дома в 1951 году. После победы в мае 1945-го летчиков перевели на другой объект, говорили, что они улетели воевать с Японией. Оставшийся техперсонал в течение года свернул деятельность аэродрома.

«Амурка» нашла без вести пропавшего 

Материал «Крылья Победы» о разбившемся самолете привлек внимание наших коллег из издания «Советская Чувашия», и они опубликовали его на своем сайте. В статье упоминалось, что один из погибших летчиков — Петр Васильев — родом из Красноярского района Чувашии. Через некоторое время в редакцию СЧ обратился руководитель чебоксарского поискового клуба «Набат» Евгений Шумилов. Он рассказал, что все это время Петр Васильев считался пропавшим без вести. В местной Книге Памяти указано, что пропал летчик в декабре 1944 года. Также поисковикам удалось узнать, что сейчас в Чувашии проживает его дальняя родственница Анна Николаева, 1937 года рождения. Ее мать и рассказывала ей, что у них в роду были летчики и Петр — один из них. По ее словам, парень до армии увлекался техникой и механизацией. Евгений Шумилов отметил, что в родном селе летчика никто не знал о его жене и дочке. В ближайшее время поисковики Мазановского района и Чувашии обменяются информацией о погибшем и перешлют на родину солдата адрес его дочери, которая сейчас живет в Ленинградской области.  

Возрастная категория материалов: 18+