• Фото: kinopoisk.ru

Что мы знаем о Первой мировой войне?  Мое поколение помнит из уроков истории, что она была империалистической и закончилась позорным миром, да и вообще поблекла на фоне Октябрьской социалистической революции и последовавшей за ней гражданской войны. Героев гражданской — это да, а про Первую мировую вспоминали мало. Сегодня не каждый ответит, с кем воевала Россия в Первую мировую, а уж об отдельных эпизодах этой войны  знают, пожалуй, даже не все историки. 

Фильм Дмитрия Месхиева «Батальонъ» (автором идеи и генеральным продюсером выступил Игорь Угольников) возвращает нам один из таких забытых, но очень драматических эпизодов. Картина основана на реальных событиях: когда в 1917 году после отречения царя от власти и активизации солдатских комитетов в войсках началась смута, Временное правительство сформировало несколько женских батальонов. Один из них, возглавляемый  Георгиевским кавалером Марией Бочкаревой, успешно сражался с немцами и наносил противнику невосполнимый урон.

История Месхиева-Угольникова под названием «Батальонъ» получилась о сильных и правильных женщинах и о слабых, безвольных, смирившихся мужчинах, которые сначала завели страну в исторический тупик, а потом переложили все государственные проблемы (да и свои тоже), на честные женские плечи.

Вообще тема «женщина и война» для кино не нова. Но нигде нет такого разительного контраста между реакцией со стороны мужчин и женщин на наползающую на страну катастрофу. 

Женское ли дело война? Дамы, барышни, бабы и девки всех возрастов и сословий идут записываться в батальон не от хорошей жизни. У кого-то война отняла мужа или жениха, кто-то идет мстить врагам, кто-то — заработать денег на корову. Но под командованием унтера Бочкаревой батальон становится монолитным коллективом с огромным патриотическим потенциалом. Это уже не кухарки в галифе, это ангелы возмездия. Женский пол терпит лишения и муштру, познает все тяготы походной и окопной жизни и лезет вперед из всех сухожилий, чтобы спасти Отечество. О да, женщины такие идеалистки! Что делают в это время мужчины из числа тех, которые на тот момент живы и не в кровавых бинтах? Они либо заседают и обсуждают, как Временное правительство, либо братаются с немцем и жрут дармовой шнапс, как солдаты на передовой.  

Вообще тема «женщина и война» для кино не нова. Можно привести ряд примеров, начиная от отечественного «А зори здесь тихие» в разных киноверсиях до импортного «Солдат Джейн». Но нигде нет такого разительного контраста между реакцией со стороны мужчин и женщин на наползающую на страну катастрофу. 

Унтер-офицер Бочкарева (бесспорно, одна из лучших киноролей актрисы Марии Ароновой) — настоящий генерал в юбке, слуга царю, отец солдатам.  Она и кулаком по скуле может зарядить, и «дедовщину» (ведь не скажешь же «бабовщину»?) пресечет на корню. Может по-матерински отчитать девчонок и также по-матерински попричитать, теряя личный состав. Она видит насквозь каждого бойца и знает, чего ждать от войны. И именно она произносит главные слова, которые движут ангелами возмездия: «Мы воюем за детей». В экстремальной ситуации в женщине включается на полную мощь единственный созидательный инстинкт — материнский. Война трансформирует его, и в итоге женщина, дающая жизнь, вынуждена ради этой жизни нести смерть. Превозмогая свою природу, переступая через «не могу ударить», через собственные истерики и слезы.  А что делать, если мужчины расписались в своей несостоятельности?

Премьера фильма совпала с Днем защитника Отечества.  «Батальонъ» — это не оплеуха всем мужчинам в их праздник. Как говорит одна из героинь фильма, не может такого быть, чтобы все солдаты были сволочами и мерзавцами. В фильме есть свои мужчины-герои, и тем более ценны настоящие защитники Отечества как эксклюзивные штучные экземпляры.

Возрастная категория материалов: 18+