Один га для полного счастья 

 О своей семье современный фермер рассказывает мало — бережет от чужих глаз супругу с детьми. И козлят до поры считать не разрешает — ни к чему это. А вот о собственной земле, об успешном опыте ведения личного подсобного хозяйства, которое как раз подошло к тому, чтобы перерасти в крестьянско-фермерское, говорит с охоткой. И новую идею предоставления властями гектара земли всем, кто живет или хочет жить на Дальнем Востоке, полностью поддерживает.

Пять лет назад 30-летний дальневосточник (родом из Хабаровского края, сын военного) обратился к властям Благовещенского района с просьбой предоставить ему землю под ЛПХ — недалеко от Новотроицкого. На окраине этого села живет его отец, молодая семья расположилась по соседству. Тогда будущий сельхозпроизводитель думал о пасеке, и эту идею местные власти поддержали.

— Когда нам разрешили оформить землю, мы ощутили свои возможности, — вспоминает молодой предприниматель. — Хотели именно гектар, это оптимальный земельный надел, чтобы развернуться в полную силу. Для меня деревенские участки на 30 — 40 соток, как общежитие на земле. Тесно, нет места для личного пространства, вся жизнь у соседей на виду. А на гектаре есть место и для жизни, и для работы, и для творчества.

Несмотря на частичный отказ от телевидения, Роман проявляет осведомленность в нынешней политической ситуации:

— Сельское хозяйство всегда было базой для создания продовольственной безопасности страны. Люди в любые времена должны есть ту пищу, которая растет возле них. Независимо от вводимых санкций. Неправильно употреблять привозное, когда есть свое: молоко, мед. Иначе аллергия. Организм запротестует. Отсюда у нас и пошла идея создания эко-фермы, — рассказывает Роман.   

Сегодня семья Матуйзо не только разводит коз, но и печет бездрожжевой хлеб, делает домашний йогурт и сыр на продажу.

Козы скачут по землянке 

Зимой 2012 года, когда весь мир ждал конца света, Роман оптимистично строил загон и сарай для животных. 31 декабря отмечали уже с козами. Как признается сам Роман, задумку с козами в производственные масштабы сложно будет вывести. 

— Хотя в Китае, слышал, их автоматизировано доят, пасут и кормят. Но ведь козы отличаются от коров. В козах так много осталось от диких сородичей: они шустрые, скачут по сопкам, по деревьям, по крыше землянки. И в то же время они очень привязаны к человеку. Им свистнул, позвал, и они бегут к тебе, кричат, мекают.

Сегодня семья Матуйзо не только разводит коз, но и печет бездрожжевой хлеб, делает домашний йогурт и сыр на продажу, а еще отец семейства «в одного» строит дом, который сам же называет «вызов смельчаку».

Пока же все живут в землянке. Хотя землянкой назвать их жилище сложно. Это реальное воплощение дома из взрослых сказок Толкиена просто нужно видеть.

— Две недели копал: семь метров глубиной и четыре шириной. Простейший каркас из досок-горбыля. Минимум вложений. Потом с помощью экскаватора выкопал котлован под кухню-пристройку, где мы сейчас печем хлеб. Теперь здесь можно зимовать всей семьей, — рассказывает Роман.

При строительстве землянки предприимчивый землевладелец максимально использовал преимущества ландшафта и природные материалы — дом вырыт в сопке, а его каркас обшит деревом и камнем. В доме установлена печка. Из современного — септик и пластиковые окна. Получился экологически чистый дом.

Невдалеке от дома стоит бунгало под «летнюю спальню». Растет на усадьбе жимолость и смородина. А еще вырыто искусственное озеро, где летом вновь расцветут краснокнижные лотосы и появятся караси. 

«Гектар, это оптимальный земельный надел, чтобы развернуться в полную силу. Для меня деревенские участки на 30 — 40 соток, как общежитие на земле».

ЛПХ на энтузиазме и песке 

Участок земли под хозяйство, усадьбу и водоем Роман выбрал не случайно. Агроэколог по образованию, он претворяет в жизнь свой собственный экологический проект: «внизу на этих землях — болотина, марь, голубичники, заросший ручей. Рядом подсаженные сосны», а также «озеро с тремя террасами». При этом гектар земли можно называть лишь условно. На месте старого песчаного карьера и обезлесенных сопок, заросших орешником и молодым дубом, устроить грядки под овощи довольно проблематично (хотя для эко-энтузиастов это не проблема, работа в данном направлении ведется упорно, и в год выходит по две грядки).

 — Мы изначально не хотели занимать «полезные» поля, где можно выращивать зерно, устраивать пастбища. Нас устраивал этот участок на околице села. Понравился рельеф. Здесь раньше была несанкционированная деревенская свалка. Но мусор нас не пугал, — рассказывает Роман. — Страшно было, что воды не найдем. Вокруг же песок. Всего земляные работы заняли у нас три года, но в первый же год было сделано озеро. А когда подтвердилось, что вода на участке есть, появилась смелость. В ту же осень, оформив землю, пригнали технику, мусор сгребли бульдозером в земляной вал. Обсадили его сосной. 

А чтобы предотвратить повторное появление свалки и не вызвать недовольства местных жителей новосел вместе с соратниками организовал акцию: вычистил все придорожные канавы — вывез тридцать машин мусора, засадил обочину соснами и расставил таблички с указателями до ближайшей законной свалки. Так у отработанного карьера началась вторая жизнь, как говорится, пуще прежней. 

— Вообще, как показало время, многое можно провернуть в минимум рук, — продолжает амурский фермер. — Главное начать, тем более когда государство оказывает такую поддержку, предлагает землю. А что касается трудностей, то они, я считаю, для полноты жизни должны быть. Преодолеешь препятствие — и дух крепче, и патриотизм сильнее чувствуешь. И себе доказал, что не слабак. 

Молодые козочки наелись (кормят их хозяева вручную, из бутылки с соской) и тут же по-младенчески уснули, прямо на веранде. Интервью с Романом продлилось ровно одно «козье» кормление. Дел впереди еще много, но пока их делаешь, рождаются все новые идеи, — признается Роман. 

Благо гектара земли, чтоб их реализовать, этому фермеру пока еще достаточно.                                         

 

Возрастная категория материалов: 18+