• «Обитель» Захар Прилепин, vedomosti.ru

Но самый главный аргумент в пользу «Обители» — это книга-размышление об испытании человеческой совести всеми возможными угрозами и соблазнами. Место действия — Соловки, где до Октябрьской революции был знаменитый Соловецкий монастырь, а после — не менее знаменитый лагерь особого назначения, где отбывали срок монахи и ученые, политзаключенные и уголовники, и прочий неблагонадежный, с точки зрения советской власти, элемент.

Как были Соловки местом испытания и спасения души человека при монастырской власти, так они своеобразным чистилищем и остались, когда вошли в систему ГУЛага. В монастырских стенах шло тяжелое очищение от мирских грехов. В лагерных реалиях испытание совести происходит еще более жестко. Захар Прилепин наблюдает, как его герой по имени Артем, человек по-детски гармоничный изнутри и поначалу не особо рефлексирующий, проходит круги испытаний, причем испытания усложняются от круга к кругу. Голод и холод, изнурительный труд, унижение и психологическое насилие со стороны конвоиров при Соловецкой власти стали делом повседневным. И мы ждем, когда же Артем сломается, когда звериное (или бесовское) разрушительное начало возьмет в его душе верх.  

Роман основан на подлинных событиях и исторических документах. В книге наряду с вымышленными персонажами действуют реальные исторические личности и их прототипы. 

Прилепин проводит своего героя от ягодных полян и политически опасных шуток про Ягоду до самой Секирки, которая символизирует Голгофу. Из карцера Секирки, где в холоде и голоде отбывают наказание провинившиеся зэки, мало кто возвращается живым. Артему удается и это. Сцена отпущения грехов оставшимися в живых священниками в последнюю ночь перед массовым расстрелом самая сильная и символичная в романе. Но Артем, которому уже удалось устоять перед многими соблазнами, и здесь не верит, не боится и не просит.

Артем проходит испытание любовью — одно из самых главных в жизни каждого человека, и весьма нелегкое испытание любовным треугольником, в одном из углов которого он, а в другом — царь и бог Соловков, начальник лагеря Эйхманис. Одним из самых трудных испытаний становится побег и встреча на одном из Соловецких островков с заблудившейся иностранной парой. Выбирая, чьи жизни спасать — свои или чужие — Артем и его возлюбленная Галина понимают всю обреченность выбора. Спасутся сами — как жить с клеймом убийц? Помогут этим непонятным то ли путешественникам, то ли шпионам — подпишут приговор и себе, и им.

Артем проходит испытание совершенным грехом. Примерно до середины книги мы не знаем, почему этот молодой человек с изумительным моральным здоровьем оказался в лагере. Потому что наказание, которое он здесь несет, настолько сильно, что оно оттеснило на задний план причину, которая привел Артема на Соловки. Но и об этом позже начинает размышлять Артем: а как бы он поступил, если бы заранее знал, что его ждет обитель? 

Роман основан на подлинных событиях и исторических документах. В книге наряду с вымышленными персонажами действуют реальные исторические личности и их прототипы. Среди солагерников Артема упоминается, в частности, епископ Евгений (Зернов) — амурский архиерей, который был в 1920-е годы репрессирован и сослан в Соловки, а сейчас по ходатайству Благовещенской епархии причислен к лику местночтимых святых. Очень интересен образ Владычки Иоанна, непротивленца злу насилием, который является полной противоположностью Артема. 

На протяжении более чем 600-страничной книги наше отношение к Артему меняется от симпатии и сочувствия до разочарования и отвращения. Но Прилепин своих не сдает — Артем ценой своей жизни дарит будущее зеку по имени  Захар, и это связывает героя и автора книги неразрывной нитью. Прилепин взял серьезный исторический материал и облек его в достойную романную  оболочку. Получилась основательная и увлекательная книга о времени и испытаниях, которое оно уготовило обществу. 

***

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К НАМ В СОЦСЕТЯХ!

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram!