Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

«По моим подсчетам, стоимость полиса не должна была превышать 3 700 рублей, но нигде нельзя было купить его меньше чем за 7 000. С начала действия закона об ОСАГО в 2004 году с таким произволом я столкнулся впервые. Не желая платить две цены за один полис и с целью удовлетворения своего юридического любопытства я решил поставить на себе эксперимент и застраховать во что бы то ни стало автомобиль в соответствии с законом, а не по милости фирмы. В качестве плацдарма для эксперимента выбрал Росгосстрах. 

Надежды восстановить справедливость по-быстрому рассыпались в процессе диалога с менеджером низшего звена, которая, несмотря на мои юридические выкладки, отказалась продать полис ОСАГО без приобретения дополнительной страховки жизни и прохождения техосмотра именно у них (в Росгосстрахе он стоил 1 800 рублей против 500 в специализированной компании). Тогда я пошел к директору с твердым убеждением, что без автогражданки отсюда не уйду. 

1000

рублей в качестве компенсации морального вреда присудили Росгосстраху выплатить в пользу автолюбителя, а также возместить 200 рублей госпошлины

Директора на месте не оказалось, и мне пришлось общаться с ее замом. На мои, казавшиеся мне железобетонными, аргументы о публичности договора ОСАГО и незаконности навязывания иных услуг как обязательного условия его заключения женщина отреагировала нервно. Из ее речи я понял, что ОСАГО они продают только на своих условиях, ибо им невыгодно по-другому, что клиентов они по той же причине «не держат» и рекомендуют идти к другим страховщикам. В общем, на закон им плевать. Я тут же написал претензию на имя директора филиала и пошел в канцелярию, где принять жалобу отказались, пояснив, что они работают до обеда. Почувствовав себя среди безумных персонажей книги «Алиса в Стране чудес» и поняв, как выглядит абсурд, я ушел домой готовить план наступления. 

Потребитель без защиты 

Изучив гору информации о работе Росгосстраха, о том, что филиал уже штрафовали за аналогичные незаконные действия, я напечатал жалобы на действия руководства филиала, попросил привлечь компанию к административной ответственности, а также наказать работников за необоснованный отказ от заключения договора. Документы разослал по интернету в соответствующие ведомства — Роспотребнадзор, УФАС и управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ДФО г. Владивостока (последнее, кстати, надзорный орган за работой страховых компаний с возможностью отзыва лицензии в случае нарушения закона подопечными). К письмам приложил видеозапись сделанного мною разговора с замдиректора. Также в Росгосстрах на следующий день все-таки удалось подать письменную претензию с отметкой входящего штампа. 

В течение двух недель пришли ответы из учреждений, которые были созданы государством для защиты потребительских интересов населения (то есть меня). Роспотребнадзор признал факт нарушения со стороны работников Росгосстраха, но указал, что закон о защите прав потребителя не распространяется на отношения со страховщиками, рекомендовал обратиться с жалобой в управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ДФО. Ответ из указанного управления меня повеселил: они также признали незаконность действия компании, но посоветовали обратиться в Роспотребнадзор, разглядев в действиях заместителя директора не нарушение норм КоАП РФ, а нарушение закона о защите прав потребителей. 

Представители Росгосстраха решение суда пока не исполнили. Автовладелец сдаваться не собирается и планирует обращаться к судебным приставам. 

Окончательно тупиковая ситуация была развита управлением ФАС, которое указало, что филиал Росгосстраха уже привлечен к ответственности, поэтому второй раз привлекать они почему-то руководство не будут. По логике антимонопольщиков, видимо, если вы совершили правонарушение и уже наказаны, можно совершать новые без последствий. Что называется, круг замкнулся, защитить нас некому. Остается только суд. Но тут из  Росгосстраха  пришел ответ на мою претензию — меня официально пригласили заключить договор ОСАГО. Это был единственный положительный результат жалоб. Поиздевавшись надо мной еще немного, менеджер усомнилась в подлинности карты техосмотра (на что я заметил, что она не эксперт) и все же выдала мне полис без других услуг. 

Принцип к приставам ведет 

Пока я воевал с Росгосстрахом по поводу ОСАГО на приобретенный автомобиль, подошла очередь покупать еще один полис — на старую машину. Здесь я решил обращаться прямиком в суд. Для этого в конце октября 2014 года, за месяц до истечения срока действия старого полиса, я сразу подал заявление-претензию в канцелярию Росгосстраха, где потребовал заключить со мной публичный договор ОСАГО без навязывания дополнительных договоров и услуг.

Честно прождав месяц, отведенный Гражданским кодексом, но так и не получив ответа из страховой компании, я заплатил госпошлину 200 рублей и подал исковое заявление в Благовещенский городской суд о понуждении ОАО «Росгосстрах» (ответчик в г. Москве, так как филиал не является юридическим лицом) заключить публичный договор и выплатить мне компенсацию морального вреда 1 000 рублей за каждый день просрочки заключения договора. Судебное заседание сначала было назначено на конец января 2015 года, но по ходатайству ответчика было отложено на февраль. В итоге даже без моего участия постановлением суда мое исковое заявление было удовлетворено. Росгосстрах обязали заключить со мной договор страхования ОСАГО без дополнительных условий, выплатить 1 000 рублей в качестве компенсации морального вреда и возместить 200 рублей госпошлины. Решение суда долго печатали, получил его на руки в начале марта. 

Итого на процесс обжалования и получение судебного решения ушло почти 5 месяцев. Как все это время использовать автомобиль без полиса ОСАГО? Достаточна ли сумма компенсации морального вреда, если вы не могли пользоваться автомобилем? Кстати, представители филиала  Росгосстраха решение суда пока не исполнили. Следовательно, в апреле мне придется получить исполнительный лист, с которым нужно обратиться к судебным приставам для возбуждения исполнительного производства в отношении Росгосстраха.  Дело принципа». 

***

ОБСУЖДАЙТЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ В СОЦСЕТЯХ

Мы есть в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram.

Возрастная категория материалов: 18+