• Фото: kinokadr.ru

Британский режиссер Роланд Жоффе — представитель «старой гвардии», в том числе и в буквальном смысле: осенью постановщик разменяет восьмой десяток. В его копилке есть и «Оскары» за «Поля смерти», и каннские призы за «Миссию», однако широкому зрителю Жоффе прежде всего запомнился провальной драмой о пуританских временах «Алая буква», которая вопреки хилым сборам умудрилась войти в историю, а также историческим фильмом «Ватель» 2000 года выпуска. После этого режиссер пытался изменить излюбленному жанру, снимал кино про маниака, не снискавшее успеха, исследовал более близкую хронологически историю, но уже в начале 2010-х всерьез настроился на работу над The Lovers. Этот фильм должен был стать чем-то вроде «Фонтана» Даррена Аронофски (и многое у него Жоффе позаимствовал) — если не высшим пиком творчества, то хотя бы одним из таковых вообще. 

Не задалось, и главным образом потому, что подкачал сценарий, написанный самим режиссером — винить некого. История, рассказанная в картине, совершенно не увлекает: зритель только мучительно старается запомнить, кто из индийцев плохой, кто хороший, а кто министр. Жоффе поочередно выбрасывает на стол козыри: вот вам политический боевик про государственный братоубийственный переворот, вот боевик конца XIX века с лобовыми стычками и погонями, вот стратегические штучки в духе капитана Блада, а вот обреченная любовь на фоне окровавленных лезвий. И все без толку. Положенные в основу фокусы с реинкарнациями и сменой тел постоянно выпадают из внимания режиссера, благодаря чему две истории связать в одну так и не удалось. Не помогла даже наспех рассказанная легенда про «кольца, созданные давным-давно», знаем мы уже одну такую.  

Удачный, казалось бы, выбор актера на главную роль, сыграл с британцем злую шутку: Хартнетт явно не в форме, а потому выглядит одинаково равнодушно и в образе глубинного ныряльщика в будущем, и в образе офицера колониальных войск Британии в прошлом. Его второй персонаж благороден сверх меры, как в старых книжках про пиратов, постоянно напоминает зрителю и окружающим, что он не англичанин, а шотландец, сослуживцев не замечает, вышестоящих ненавидит и даже парик, подлец такой, не носит. При этом стоит ему открыть рот, как из него начинают одна за другой вылетать наипошлейшие фразы: «все мы делаем то, что должны», «вы покорили меня своей человечностью», «меня либо разжалуют, либо повесят, либо все вместе». Второй персонаж, который в будущем, вообще не успевает продемонстрировать ничего, кроме отчаянного героизма в начале и склонности к таким же пошлым фразочкам в конце. 

И это наиболее прописанные герои фильма: вокруг есть еще тупые, стервозные жены, пьющие девицы, влюбленные негодяйки, благородные мстители, акробатические карлики, несостоявшиеся фермеры и прочие участники балагана, в основном — путешествующего по просторам Индии. Загадочная азиатская страна оказала явное влияние на Жоффе — сцены, в которых индусы сражаются с индусами, он снимает в лучших традициях Болливуда, разве что песен никто не поет и не пляшет. Зато те, кому предстоит погибнуть, успевают произнести подводящую итоги речь, копья входят в тело с мелодичным звоном, а потерпевшие обычное поражение ассассины (или кто они там) бегут с поля боя с криками про смерть и богов. Когда в бой вступают войска Его Величества, режиссер перестраивается и работает в стиле старых сериалов: заряжай, пли, ближнего боя избегай. Зачем все это — решительно непонятно, но свою линию Жоффе гнет до конца, растеряв таким образом несколько линий сюжетных. 

Заканчивается «Вне времени» уж совсем пошло, успев, правда, продемонстрировать зрителю ровно одну неплохую сцену, способную даже вызвать что-то вроде слезы. Столкнув в одной картине все, что сталкивать не нужно было, постановщик наблюдает, как создал очередное провальное детище: честно говоря, понимание, каким образом это произведение киноискусства добралось до российских экранов и на что рассчитывают прокатчики, не приходит до сих пор. Смотреть такое в кинотеатре равносильно приему снотворного: проспав минут двадцать, зритель ничего особенного не пропустит, разве что в очередной раз перепутает представителей индийских коалиций и их беременных королев. Мир будущего нарисован сломанным карандашом и в нем не показывают ничего, кроме голограмм и эвтаназии, а потому остается любоваться красотами Индии сквозь штыки британских солдат. Но каждому известны куда более простые и увлекательные способы ими полюбоваться.

Возрастная категория материалов: 18+