Фото: www.youtube.comФото: www.youtube.com

1982

год выхода фильма Спилберга «Полтергейст», ремейком которого стал новый «Полтергейст» 2015-го 

За выискиванием несоответствий между разделенными тридцатилетием картинами аудитория не очень внимательно разглядела главное: новый «Полтергейст», неожиданно и легко совместивший в себе сразу несколько киножанров, куда больше стремится рассмешить зрителя, нежели напугать. А это неминуемо влечет за собой разочарование и горечь обманутых надежд. 

Соответствующие подозрения появились задолго до премьеры: выбор Сэма Рокуэлла на главную роль в фильме ужасов, мягко говоря, настораживал. Серьезные драматические роли в карьере этого очень талантливого парня можно сосчитать по пальцам, да и в них не обошлось без фирменной нотки веселого безумия, из-за которого Рокуэлл с некоторых пор одним своим появлением на экране вызывает улыбку.

Забегая вперед, отметим, что в «Полтергейсте» он дурачится не меньше, чем льет отцовские безутешные слезы: то штаны снимет, то шуточку отпустит, да и в целом из персонажа получился этакий неунывающий безработный с десятком аннулированных банковских карт в бумажнике и щедростью арабского шейха. Дальше — больше: продюсером ремейка стал Сэм Рэйми, известный не только и не столько многолетней возней с «Человеком-пауком». Его главное детище – «Зловещие мертвецы» (включая недавнюю «Черную книгу») — отличалось не самым серьезным подходом к жанру, да и в «Затащи меня в ад» есть над чем похохотать.

Семейство, еще вчера рассуждавшее сугубо рационально, с завидной быстротой привыкает к движущейся мебели, самовключающимся электроприборам и открывающимся на стенах и потолках порталам

При таких обстоятельствах выбор режиссера уже много не значил, а потому в его кресло посадили не самого удачливого пока британца Гила Кинана, снявшего перед этим хороший мультфильм «Дом-монстр» и провальную художественную ленту «Город Эмбер: Побег». В компанию к Рокуэллу пригласили Розмари ДеУиттапока, Джорджа Харриса и троицу вполне одаренных разновозрастных детишек. Зрителя предварительно ввели в заблуждение довольно-таки жуткими трейлерами, задействовав практически все призванные пугать моменты.

И пошло веселье: забавное семейное кино с элементами мистических приключений аккуратно провели по сюжетной линии первоначального «Полтергейста», не забыв про кладбище под домом, мерзких игрушечных клоунов и, конечно, отважных и очаровательных ребят из службы экстренной экстрасенсорной помощи. Даже рейтинг «детям до шестнадцати» — заведомое лукавство, в фильме ужасов не пострадала даже белка, не говоря уже о героях: злобное дерево, растущее во дворе, к примеру, полчаса трясло мальчугана, как шейкер с ингредиентами коктейля, но в результате он даже нос не поцарапал. Доброта.

Чтобы совсем уж не расстраивать зрителя, рассчитывавшего после просмотра фильма три дня бояться сходить ночью в туалет, в картину ввели пару-тройку жутких сцен, вполне, впрочем, знакомых по другим картинам. Фильм Кинана вообще всю дорогу аккуратно пародирует жанровые штампы, начиная с семейного переезда в новый дом и заканчивая разглагольствованиями про «астральный план».

Зато неупокоенные мертвецы не заморачиваются всякими там силуэтными явлениями. Пока герой спит — в конце концов они, помня своих коллег по несчастью из первого фильма, прямо-таки толпами лезут из специально предназначенных для этого мест, тянут тощие руки к живым и мерзко верещат. Семейство, еще вчера рассуждавшее сугубо рационально, с завидной быстротой привыкает к движущейся мебели, самовключающимся электроприборам и открывающимся на стенах и потолках порталам в мрачные потусторонние пространства. Приглашенные экстрасенсы балагурят с детьми, тычут пальцами в датчики, запускают купленный в кредит беспилотник в астрал — а в промежутках выясняется, что некоторые из них раньше были женаты. Шоу быстро набирает рейтинг.

Рэйми сотоварищи намеренно исключает из сюжета любых посторонних лиц — на экране планшетника пару раз промелькивает какая-то бесполезная подружка старшей дочери, еще есть агент по продаже дома и непонятные друзья родителей, призванные запоздало рассказать про то самое кладбище. Ощущение, что во всем этом городке нет никого, кроме беспокойных духов и ключевых персонажей, остается до появления полицейских мигалок во втором по счету финале картины. Представить себе последовавшее за этим расследование очень сложно, потому как скелетированные останки палкой загоняют обратно в астрал, а все участники событий либо разъезжаются, либо остаются по ту сторону реальности, либо не обращают на правоохранительные органы с их дурацкими пледами никакого внимания. Ну то есть — семейная проблема, ее семейное же решение и вполне себе открытый финал для вероятных сиквелов-триквелов. Напомним, что «Полтергейст» прошлого века имел два вполне удачных продолжения.

Тем не менее, «Полтергейст» Кинана заслуживает внимания и одобрения, а еще начинаешь рыться в памяти, что там осталось не переснятое

В итоге получается, что низкие оценки и далекие от действительно успешных сборы получил один из самых остроумных представителей жанра, созданных в последнее время — на фоне мануфктуры а-ля Джеймс Ван это кино смотрится необычайно свежо. Хитрость еще и в том, что очевидные сюжетные провалы, идиотизм поступков главных героев или побитые молью трюки и приемы воспринимаются как часть комедийно-семейной составляющей и не сильно раздражают даже видавший виды взгляд.

В сиквеле так уже не выйдет — на темные ладони, проступающие с обратной стороны телеэкрана, буйные деревья и мокрую землю, выплескивающуюся из-под фундамента, мы вдоволь насмотрелись и к дуракавалянию Рокуэлла придется привинчивать что-то новенькое. Тем не менее, «Полтергейст» Кинана заслуживает внимания и одобрения, а еще начинаешь рыться в памяти, что там осталось не переснятое. Может, «Фантазм»?