• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Первая совместная российско-китайская поисковая экспедиция
  • Фото: Первая совместная российско-китайская поисковая экспедиция

— Денис Павлович, расскажите, почему именно в этом году назрела необходимость провести поисковые работы, связанные с событиями Второй мировой войны, в Китае? 

— Эта экспедиция имеет довольно долгую предысторию. В 2012 году на полях в районе горы Хошао в округе Муданьцзян китайский крестьянин Лю Гуанлинь обнаружил костные останки, предположительно принадлежащие советским солдатам, так как вместе с костями в земле находились фрагменты оружия и обмундирования. В мае 2013 года о находке сообщили в посольство России. Тогда и было принято решение провести экспедицию. Но поскольку между КНР и Российской Федерацией нет межправительственного соглашения о проведении подобных мероприятий, потребовалось время для получения разрешений, согласований. Также была проведена большая работа с архивными документами, с материалами Министерства обороны. И только в апреле этого года мы смогли выехать в Китай на подготовительный этап. Активная полевая фаза экспедиции, в которой участвовал сводный поисковый отряд Амурской области, продолжалась с 10 мая по 8 июня. Мы обследовали район на предмет поиска участков захоронения и останков погибших советских солдат в 1945 году.

 — Что же удалось обнаружить? 

— Много артефактов, подтверждающих то, что на этой территории, как указано в архивных документах, велись активные бои: костные останки не менее чем трех человек, элементы обмундирования, боеприпасы (мины, советские и японские гранаты, патроны), различные бытовые предметы, японские монеты. В 1945 году на этом участке вела бои 190-я стрелковая дивизия 1-го Дальневосточного фронта. Бои на участке наступления дивизии были тяжелые, и потери дивизии, согласно собранным архивным данным, составили 515 человек. В районе, где мы проводили работы, было погребено 360 человек, 52 — пропали без вести. 

— Как Лю Гуанлиню удалось сохранять найденные костные останки в течение почти трех лет? 

— Он действительно опасался, что останки могут украсть, поэтому постоянно их перепрятывал до того момента, пока не передал нам. Кости скелетов всех четырех бойцов были сохранены почти полностью. Вообще Лю Гуанлинь очень интересуется темой той войны. У себя дома он сделал музей, в котором хранит все военные артефакты, которые находит на полях. Он выделил для этого целую комнату, все аккуратно разложил, подписал. 

«Могилы советских солдат перенесут с китайских полей в мемориальный комплекс», — прокомментировал  Денис Волков, директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области.

— Почему на территории захоронения китайцы распахивают поля? Это неуважение к памяти наших воинов или особенности культуры? 

— В сельской местности в Китае нет кладбищ. Каждый клочок земли должен быть обработан, должен кормить своих хозяев, поэтому выделять территории под погост — это роскошь. Они даже членов семьи хоронят на краю своего поля. В течение нескольких лет ухаживают за могилой, совершают обряды, а потом могила распахивается вместе с останками. Участок, на котором проводились раскопки, подвергался интенсивной сельскохозяйственной обработке с 80-х годов, и сейчас на большей части — поля, причем крестьяне применяют подсечно-огневое земледелие, возделывают даже участки, занятые лесом. Как нам рассказали местные жители, на этой территории в разное время то и дело находят костные останки. Но отношение к ним у китайцев нельзя назвать уважительным — это как раз особенности культуры. К тому же большинство из них первым делом думают о том, что это могут быть кости японских захватчиков, и с презрением от них избавляются. 

Что касается памяти советских воинов, то наши соседи не забыли о том, какую важную лепту в победу над японскими оккупантами внесли наши бойцы. В Китае есть много ухоженных мемориалов памяти советских солдат, сняты документальные фильмы о тех событиях. Нам встречались люди, для которых эта война имеет личное значение. В экспедиции к нам присоединился китайский фотограф, родители которого во время войны долгое время прятались от японцев. Их спасли советские солдаты. Сейчас он за собственный счет готовит книгу-альбом о памятниках советским воинам на территории Китая и планирует также издать ее на русском языке. 

— Что будет с останками дальше? 

— В начале сентября в рамках мероприятий, посвященных празднованию окончания Второй мировой войны, планируется провести торжественное перезахоронение останков на территории города Муданьцзян. Также в ближайших планах — создание там полноценного мемориала, где будет стела с указанием имен всех погибших. Кроме того, мы и наши китайские коллеги хотим открыть совместный центр по изучению этого периода. У нас уже есть много материалов и опыт совместной работы — в экспедиции мы сотрудничали с китайскими археологами Хэйлунцзянского и студентами Муданьцзянского университета. Они проявили к раскопкам большой интерес. Надеемся, что в скором времени мы сможем продолжить экспедицию. Китайская сторона заинтересована в этом не меньше. «Вахта памяти» уже зарекомендовала себя как по-настоящему важный международный проект. 

Археологи установили личности бойцов 190-й стрелковой дивизии: 

 — ефрейтор Соломенко Григорий Арсентьевич, 1918 года рождения, наводчик противотанкового ружья; 

— сержант Мелехин Тимофей Никитович, 1918 года рождения, командир отделения взвода пешей разведки; 

— красноармеец Петренко Михаил Назарович, 1898 года рождения, стрелок;   

— красноармеец Смагул Майдар, 1905 года рождения, наводчик противотанкового ружья.

Роман Шульмин, врач Амурского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, антрополог экспедиции «Вахта памяти»: 

— По костным останкам можно определить, кому они принадлежали, даже спустя несколько веков с момента смерти, если они хранились в грунте и не подвергались агрессивному воздействию окружающей среды. Найденные в 2012 году останки были жителем деревни Люмаохэ аккуратно выкопаны и правильно хранились. Большая разница в возрасте и заметная разница в антропометрических данных помогли составить скелеты. У нас не было фотографий этих людей, но были архивные данные о потерях подразделений и о том, что эти люди не числятся в списках захороненных. В отчете как раз фигурировало четыре человека, данные о которых совпали с данными, полученными при исследовании костей. Так что мы можем говорить о высокой вероятности сделанных нами выводов. 

В Приморском крае нашлись родственники красноармейца Петренко. Они занимаются поиском его фото, после чего новые данные будут обработаны, и, возможно, встанет вопрос о проведении генетической экспертизы, материалом для которой можно будет использовать зубные ткани погибшего (в них органические вещества сохраняются в течение многих десятков лет). Однако проведение экспертизы будет возможным, только если удастся решить связанные с этим правовые вопросы, если согласятся на такую экспертизу родственники погибшего и если будут средства для оплаты экспертизы: в случаях, когда речь не идет об уголовном деле, генетическая экспертиза проводится за счет заказчика. 

Возрастная категория материалов: 18+