Фото: oboi.kards.qip.ruФото: oboi.kards.qip.ru

Лучше в салоне, чем в мазуте

Профессия таксиста давно перестала быть именно профессией. Сегодня это скорее подработка в свободное от основной работы время. Хотя немало и тех, чей единственный заработок — это перевозка пассажиров. Например, для меня работа в такси — главная.

До армии я работал в автосервисе и получал неплохие деньги. Но теперь не хочу за 35 тысяч сидеть в мазуте, лучше «отобью» их в такси. Ведь если нормально работать, с семи утра и до восьми часов вечера каждый день, то можно получать по 40—60 тысяч в месяц. Где я еще найду такую зарплату в Благовещенске? Поэтому пока здесь. Хотя просматриваю вакансии. У работы в такси по фрахту (когда ездишь на своей машине) один недостаток — ты не оформлен официально. А значит, несмотря на хороший заработок, не можешь взять ни кредит, ни ипотеку.  

Работая в такси, я не люблю возить своих родных и знакомых. Но меня постоянно дергают: то жена, то сестра просят куда-нибудь их отвезти. И это просто бесит! Причем любимые родственнички стараются звонить в самый час пик. А именно с 7:00 до 9.30, когда все едут на работу, либо с 17 до 19 часов, когда возвращаются домой. Из-за таких «родственных» перевозок теряешь почти тысячу рублей в день.

В обеденный перерыв тоже идет работа. «Мертвые» часы у такси — с двух до четырех дня. Это время я называю «сон-час», хотя сам, как некоторые, не дремлю в машине, чтобы не проспать заявку. На работу же я обычно выхожу в семь утра, а заканчиваю всегда по-разному — то в восемь, то в десять. Мог бы ездить и до двух часов ночи, но жена ворчит. Приходится по вечерам уделять внимание своей второй половинке, да и дома дела тоже есть.

От «лицензионок» сбежали клиенты

Начинал работать я в лицензионном, то есть официальном такси, причем на их машинах. Работал сутки через сутки и сдавал план — 1 800 рублей. Самому на руки оставалось 1,5—2 тысячи рублей. Но постепенно наше такси, как и другие в Благовещенске, сдулось. Все заказы перебила пришедшая в город «Служба заказа такси», или такси «Максим». Благовещенск теперь полностью под ним — 70—80 процентов машин у него. Хотя сейчас появился и другой аналог — такси «Везет».

Чтобы совсем не обанкротиться, владельцы лицензионных такси сдают в аренду свои машины службам заказа и живут этим. Либо их таксисты параллельно сидят и на программе «Такси-драйвер», чтобы хоть как-то зарабатывать. 

Я тоже работаю в службе заказа такси, езжу на личном автомобиле. Но думаю брать в аренду желтую машину компании, это называется «приоритет». Так выгоднее: им дают больше заявок и суммы заказов выше. Вот пример: стою возле магазина, жду заказа, отбиваю заявку на аэропорт, но ее не дают. А через пару минут подъезжает желтый «приоритет» и забирает моего клиента. 

Вообще все водители работают в одной программе, для этого им нужен смартфон или айфон. Но сначала ты привозишь машину на осмотр в службу заказа, там смотрят, чтобы автомобиль был в полном порядке, фотографируют его. Потом в свой телефон закачиваешь программу «Такси-Драйвер» и начинаешь работать.

Чем новее у тебя авто, тем дороже и чаще заказы ты будешь получать. Машины же в службе относительно свежие — 2003 года выпуска и новее. Люди ездят и на дорогих автомобилях стоимостью под миллион. Джипов не видел, но кроссоверы, микроавтобусы и универсалы гоняют. Выгоднее же работать на малолитражках, бензин меньше едят.

Распланированный бюджет

В день у меня по рукам проходит не меньше трех тысяч рублей. Вчера было 5 700. Из дневного заработка в среднем 500 рублей я отдаю на программу (10 процентов с заказа ты платишь организации), тысячу трачу на бензин и полторы тысячи приношу домой. Еще ежедневно я откладываю по триста рублей на машину. Чтобы была заначка, если вдруг что-то сломается.

Кстати, если бы работал в «лицензионке», то мне оплачивали амортизацию авто. Масло тоже они сами меняют. Там было немало плюсов: отработал сутки — принес три тысячи домой, а тут получается меньше. С другой стороны, в лицензионных такси ценники порой зашкаливали. Например, одно такси из микрорайона до набережной брало 150 рублей. А сейчас люди ездят за 95 рублей. Для обывателя так выгоднее, вот горожане и перешли на более дешевого перевозчика.

Хотя мы, водители, боремся с низкими ценами. Разве уважающий себя человек повезет на своей машине за 45 рублей? Мы же все-таки такси, а не маршрутка! А диспетчеры ставят такие заказы. Но я не беру их. Да самому неприятно! Приехал как-то на заказ за 60 рублей, садятся в машину четыре здоровенных мужика и сами смеются, что на автобусе им дороже бы вышло. Минимальная поездка в такси должна быть 80 рублей.  

В смену у нас работает больше ста машин. Хотя бывали дни, когда я насчитывал под триста автомобилей. Говорят, что компания получает больше тысячи заказов в день. Сравните, какой это объем, если раньше в «лицензионках» было по 200 заказов за смену.

Треть наших водителей — женщины. Но мое отношение к ним отрицательное, потому что у женщины нет нормальной техники вождения. Как и нет культуры вождения в Благовещенске. Складывается такое впечатление, что люди на дороге видят только себя. Никто никого не пропускает, никому не уступает, пробки сами создают, на перекрестках не пойми как разворачиваются и поворачивают. Особенно бабы — им, как показали, что из полосы в полосу надо въезжать, так они и едут. А что машины стоят под уклоном, не понимают. Дороги вообще — отдельный разговор, отъедешь от центра города и все поймешь.

Любовь на заказе

Езжу я в любых погодных условиях, мне главное — чтобы платили деньги. Люблю в этом плане возить людей постарше — за 50 лет, солидных, обеспеченных и спокойных. Они не надоедают пустыми разговорами, не пристают с глупыми вопросами и не жадничают по поводу сдачи. Мой любимый пассажир — тот, кто молчит всю дорогу. Но, если мне человек понравился, могу заговорить с ним. С клиентами-девчонками легко можно познакомиться. Кстати, знаю пары, которые познакомились в такси. Зато теперь жены не пускают мужей таксовать. Знают, чем все может закончиться.

Иногда я становлюсь жилеткой для слез. Недавно вез женщину, и она мне всю дорогу жаловалась на мужа, какой он козел, что ей с ним плохо, и живет только ради детей. Складывается впечатление, что Благовещенск — город несчастных и одиноких женщин и девушек. Их сразу видишь, и они иногда предлагают поехать к ним в гости. Понятно, конечно, для чего зовут. Но я отказываюсь — есть жена.

А вот малолетки и мажоры раздражают настолько, что готов из машины выкинуть. Сядут и начнут хвастаться, где и что купили, в каких торговых центрах, ночниках бывали. Мамочкины сыночки такие же, противно аж становится. Еще бесят клиенты, которые неправильно называют адрес. Ты подъедешь, ждешь-ждешь, а потом дамочка звонит и говорит, что я не туда приехал. А вы нумерацию дома внимательно посмотрите, что на одном доме может быть две цифры и разные улицы, которые между собой они умудряются перепутать. Номер дома один, а название улицы говорят другое.

Стараюсь не брать пьяных, потому что не знаешь, чего от них ожидать. Девушки почти всегда клеятся и предлагают куда-нибудь прокатиться, а мужики пытаются свалить, не расплатившись. Для этого у меня есть «убеждающий» прибор — деревянная бита, ее кладу возле кресла, если езжу ночью. Потому что были случаи, когда пассажиры угрожали, пытались развести на деньги. Вышел — объяснил, почему не стоит этого делать. Как-то оплату за проезд взял пивом. Парень сел с полной полторашкой разливного и без денег, ну и предложил расплатиться им. Вечером мы с друзьями его выпили.    

Забытые вещи и штрафы

После того как пассажир покидает машину, я всегда осматриваю салон — не забыл ли он чего-нибудь. Потому что растеряш у нас много. Забывают телефоны, косметику, зонты, деньги, которые выпадают из карманов. Найденные телефоны я не отключаю в надежде, что владелец объявится. Звонят, правда, одна пассажирка вспомнила о телефоне  только вечером, видимо, когда пришла с работы домой. Отвез ей. Поблагодарила 200 рублями.

Я считаю, что это нормально, и в таких случаях беру деньги. За остановки, дополнительное ожидание, заезды на адреса и негабаритный багаж тоже беру плату. Не устраивает — звоните оператору. Пожилым всегда делаю скидку, могу и за 50 рублей подвезти.  

Еще хочу сказать, что люди, пользующиеся такими такси, совсем не застрахованы. Как только человек выходит из зафрахтованной машины, его заказ с номером и адресом стирается из программы. Случись что плохое, никогда не докажете, что ехали на нем. 

Кстати, после жалоб владельцев лицензионных такси транспортники взялись за службу заказов. Периодически делают «закупку», то есть подходят, когда ты стоишь на «грядке». Несколько раз меня останавливали: «Такси?» «Нет, но подвезу», — так всегда говорю. А если взял и чувствую, что что-то не то с пассажиром, высаживаю его заранее и денег не беру. Если поймают, могут оштрафовать на 30 тысяч рублей за нелегальную перевозку пассажиров. Но вряд ли кто-то даже после такой суммы откажется работать в службе такси. Ведь эти деньги человек заработает меньше чем за месяц.     

Возрастная категория материалов: 18+