• Кадр из к/ф «Боец»
  • Кадр из к/ф «Боец
  • Кадр из к/ф «Гонка»
  • Кадр из к/ф «Невидимая сторона»
  • Кадр из к/ф «Легенда № 17»
  • Кадр из к/ф «Несломленный»
  • Кадр из к/ф «Человек, который изменил все»

«Боец» 

Фильм Дэвида О. Расселла — постановщика, который очень любит снова и снова ставить в один кадр своих любимых актеров — стал одной из главных картин 2010 года. В спортивной драме три первостепенные роли достались Бэйлу, а также Марку Уолбергу и Эми Адамс. Собственно британец все же сыграл роль второго плана, если верить номинациям на «Оскар» и «Золотой глобус», в которых он уверенно победил. Персонаж Бейла Дикки Энлунд — сводный брат американского боксера, чемпиона мира Микки Уорда. На первый взгляд, братец, в свое время подававший большие надежды, но обменявший большой спорт на наркотики и все, что с ними обычно бывает связано, скорее мешает Микки, чем помогает. Тем не менее Кристиан однозначных героев играет чуть реже, чем никогда. Собственно, поэтому он и заслужил обе статуэтки за эту картину, а первоплановый Уолберг даже в номинанты не угодил. Именно Дикки вселяет в главного героя веру в то, что после травм и неудач можно вернуться на ринг еще более сильным — ну как Рокки. 

Режиссер Расселл вообще тяготеет к реально происходившим событиям, а как сильно их приукрашивать и о чем умалчивать, решает вместе со сценаристами. «Боец» получился в меру жестким и лишенным той скуки, скатиться в которую рискует любая драма о представителе какой-либо профессии. Не всем интересен бокс, легендарность конкретных спортсменов тем слабее, чем дальше от их родины показывают кино. В случае с «Бойцом» постановщик сумел выдержать необходимый ритм. Доказательством тому высокие (и практически единогласные) оценки критиков и очень и очень положительные отзывы любителей кино. Картину часто приводят в пример как образец того, что за границей называют емким словом biopic — и это при том, что создание его принесло всем участникам немало мучений, а роль, доставшуюся Бэйлу, должны были играть или Брэд Питт, или Мэтт Деймон. И, конечно, ради того, чтобы органичнее смотреться в роли наркомана, британец чудовищно похудел — он так часто делает во имя искусства. 

«Гонка» 

Картина о противостоянии двух знаменитых гонщиков «Формулы-1» — австрийца Ники Лауды и британца Джеймса Ханта — была воспринята зрителями с куда большим восторгом, чем многие потенциальные блокбастеры. «Рулил» съемками знаменитый Рон Ховард, создатель «Игр разума», и хотя в номинанты «Оскара» спортивная драма не попала вовсе, а оба шанса на получение «Золотого глобуса» упустила, картина и сегодня занимает достаточно высокое место в рейтингах, составляемых на основе зрительских оценок. Главные роли в «Гонке» исполнили Даниэль Брюль (Лауда) и Крис Хемсворт (Хант) — и, надо заметить, если испанец Брюль и ранее доказывал свой актерский талант, то пришедший к роли Тора из молодежных комедий и ужастиков австралиец Хемсворт только здесь, пожалуй, и использует весь спектр своих возможностей. Позади болидных баталий маячат Оливия Уайлд и Александра Мария Лара, хотя на самом деле женщинам и детишкам здесь не место.   

Для того чтобы добиться успеха, Ховарду сотоварищи пришлось порядком перековеркать истинные события, добавив сцен с мордобоем и разогнав соперничество между гонщиками до состояния идефикса. Постановщик умело использовал мораль, написанную самой жизнью: тихоня и умница Лауда жив и по сей день, сменив массу увлекательных и связанных с автоспортом профессий, а вот Ханту склонность к риску не только на трассе, но и вообще в жизни позволила дотянуть только до 45 лет. Реалистичность не позволила «Гонке» стать чем-то вроде «Форсажа», как предвещали самые смелые в ожиданиях кинообозреватели. В США фильм собрал меньше собственного бюджета, и только умелый маркетинг в странах Европы позволил продюсерам остаться в неплохом плюсе. Ховард снял своеобразный гимн «Формуле-1», который с готовностью подхватили ее поклонники, но и далекие от автоспорта люди сумели расслышать в этой мелодии привлекательные ноты.

 «Невидимая сторона» 

Неудивительно, что эта драма Джона Ли Хэнкока об игроке в американский футбол стала кассовым хитом в США, а во всем остальном мире собрала в пять раз меньше. «Невидимая сторона» — рассказ о той разновидности воплощения американской мечты, в которой не обходится без добрых людей и завидных перспектив. Чернокожему футболисту Майклу Оэру, которого берет на воспитание благополучное семейство, предстоит, конечно, поработать и самому, однако без этих славных белых ребят он мог рассчитывать максимум на койку в тюремной камере. Картина получила превосходящий ожидания успех, отличающийся выдающимися физическими данными актер Куинтон Аарон, до того подрабатывавший охранником между съемками на третьих ролях в сериалах, смог закрепиться в Голливуде — список проектов с его участием простирается за пределы 2016 года. Главной же звездой «Невидимой стороны» стала Сандра Баллок, сыгравшая мать добросердечного семейства. За роль женщины, стоящей выше стереотипов, она в 2010 году получила и «Оскар», и «Золотой глобус», обойдя, на минуточку, Мерил Стрип и Хелен Миррен. 

«Легенда №17» 

Фильм Николая Лебедева о легендарном советском хоккеисте Валерии Харламове доказал, что даже на мифах патриотического характера можно зарабатывать. Кассовой сенсацией спортивная драма не стала, однако собрала около 20 миллионов долларов в ходе проката в США — Сарику Андреасяну бы поучиться. Главную роль в картине исполнил набирающий профессиональный вес Данила Козловский, на игру которого особенно приятно смотреть в паре с Олегом Меньшиковым. Сценаристы, конечно, не жалели рубанков, чтобы придать сюжету необходимый и местами чересчур уж пафосный вид (не зря же создатели картины получили государственную премию) — знатоки советского хоккея долго ворчали насчет того, что в аварию Харламов попал не до, а после суперсерии и так далее. Негативно о фильме отозвались спортивные издания, однако большинство кинокритиков испытало изрядную долю восторга, отметив не только актерскую игру, но и уважительное отношение к личности самого хоккеиста. Президенту «Легенда №17» тоже понравилась. 

«Несломленный» 

Легкая атлетика — не настолько популярный вид спорта, чтобы его представители часто появлялись на широких экранах. Американец Луи Замперини тем не менее самой историей своей жизни смог пробить себе дорогу в кино, которое сняла Анджелина Джоли по сценарию, написанному самими Джоэлом и Итаном Коэнами. Картина рассказывает о бегуне, который во время Олимпийских игр 1936 года в Берлине снискал уважение Гитлера, а потом по его же милости вместо вероятных медалей следующей Олимпиады получил лейтенантские погоны ВВС США. Потом был японский плен в невыносимых условиях и много чего еще не менее невыносимого, однако Замперини дожил до 2014 года, не без последствий перенесенного, конечно. Фильм Джоли получил три номинации на «Оскар» и во всех проиграл, однако понравился широкому зрителю, который в большинстве своем мало что слышал об этой истории. Несмотря на предсказуемый финал, «Несломленный» окупил затраты Universal; ну а в Японии к такому кино по традиции отнеслись с негодованием, обидевшись на демонстрацию издевательств над военнопленными. 

«Человек, который изменил все» 

Единственный в нашем списке фильм не о спортсмене, а о спортивном менеджере, вышел на экраны в 2011 году. Его режиссером стал Беннетт Миллер — в некотором роде специалист по кинобиографиям, если учесть, что в его арсенале также «Капоте» и прошлогодний «Охотник на лис», а главную роль доверили Брэду Питту. Едва посмотрев картину, критики хором возопили, что она стала лучшей в карьере американского актера: фильм (оригинальное название которого Moneyball куда более емкое, нежели попавшее в российский прокат) вообще был воспринят крайне положительно в США, где на тех, кто не интересуется бейсболом, смотрят с опаской. Миллер сумел сделать из истории, большая часть которой построена на диалогах, нескучное кино, которое вполне себе смотрится и в России с ее традиционной лаптой. Даже удивительно, что все шесть номинаций на «Оскар» так и остались номинациями — но в 2012 году на церемонии правил бал «Артист». Тем не менее картина осталась в истории как творческое доказательство того, что невозможное часто только кажется таковым.