История франшизы «Перевозчик» началась в 2002 году и впоследствии пополнялась новой историей каждые три года вплоть до 2008-го, когда на экраны вышла третья часть. Рейтинг фильмов, как и качество, с каждой серией снижался, зато росли доходы. Если первая часть заработала в мире около 45 миллионов долларов, то касса третьей превысила отметку в 110 миллионов, причем большую часть этой суммы картина собрала за пределами США. Сначала все было довольно сносно: постановкой занимался Луи Летерье, операторской работой — Пьер Морель, а главная роль идеально подошла Джейсону Стэйтему, который представал перед зрителем в неестественных, но энергичных позах на постерах. В России актеру незамедлительно присвоили не менее неестественную фамилию Стэтхем, и он на долгие годы превратился в исполнителя одной роли и только сейчас проявляет поползновения в сторону от амплуа небритого лысеющего мужика с железными кулаками и запасным смокингом в багажнике.

Все было шито-крыто: бывший десантник на крутой тачке (в зависимости от концерна-спонсора) перевозит сомнительные грузы, взяв за правило не интересоваться их происхождением, да и вообще ничем, кроме оплаты. Каждый раз ему приходилось переступать через свои бетонные принципы, что приводило к полуторачасовому мордобою с перерывами на погони и поцелуйчики. Третью часть, которая была по традиции гораздо бредовее и глупее предыдущих, снимал уже горе-режиссер Оливье Мегатон, который впоследствии с не меньшим энтузиазмом похоронил франшизу «Заложница». После этого «Перевозчика» отправили в доки. Главной причиной стал отказ Стэйтема от роли Фрэнка Мартина в пользу точно таких же ролей в других фильмах. Разнообразия захотелось. Но Бессон просто так не сдается, и вот уже актер Эд Скрейн бросает суперуспешный сериал «Игра престолов» ради главной роли в «Наследии», которое так называется только в российском прокате и никаким наследием, конечно, не является.

В реальности четвертый «Перевозчик» является чем-то средним между приквелом и перезапуском всей этой чехарды. В планах Бессона еще как минимум две ленты со знакомым героем в новом обличии, предельно похожим на старое. Бла-бла-бла в начале, если мы вдруг забыли, про что кино. Вот они правила, вот она Audi, и вот уже Фрэнк спасает собственного папашу из чьих-то вероломных лап и дает прикурить русскому (какому же еще!) преступному синдикату, который ко всему прочему подзарабатывает на торговле человеками. Нового — чуть меньше, чем ничего. Бессон до бесконечности способен мусолить свой разлюбимый архетип в виде крутого парня, который не хотел, но всех поубивал, потому что сами напросились. Постоянно возникающее ощущение, что в режиссерское кресло опять пробрался Мегатон, неверно: на этот раз там с комфортом расположился мужчина по имени Камиль Деламарр. Как постановщик он ничем пока особенным не отметился, зато давно работает на бессоновских картинах монтажером, а этого в наши дни, собственно, вполне достаточно.

Стандартные полтора часа рядовой зритель является свидетелем неприлично затянутого рекламного ролика автопредприятия, продукцией которого он вряд ли будет пользоваться. Деламарр трудолюбиво перенес на экран весь невыносимый набор штампов, нелепых диалогов и прочей ерунды, которой напичкал сценарий старина Бессон. Более того, одни и те же трюки мы увидим в представлении неоднократно. Мартин гоняет, как в «Такси», дерется, как в «Заложнице», и знакомый с этим кинонаследием зритель без труда угадает, где начнется быстрый монтаж, а где настанет время для slo-mo. В силу того, что «Перевозчик» — франшиза, в которой сюжет не имеет практически никакого значения, его развитие очевидно, а концовку можно предсказывать на спор, с этим никто и не возится. Рэй Стивенсон, играющий роль папы Фрэнка, немного скрашивает общую тоску присущим ему обаянием, но роль ему досталась незавидная — сиди да слушай, как тебе грозятся прострелить голову то одни, то другие.

Скрейн и вовсе зря ушел из главного телешоу современности — актер явно тяготится харизмой своего предшественника и пытается играть своего Фрэнка Мартина, отчего напрочь вываливается из контекста, написанного под Стэйтема. Второстепенные герои, как и положено русским и всем, кто с ними связан, в дешевых боевиках, представляют собой нечто вроде картонных фигур, расставленных по съемочной площадке. Наконец, однообразные драки и совсем уж одинаковые погони не способны зацепить зрителя. Этот фокус не работал уже в третьей части, и что нам собираются показывать в ближайшие годы — очевидно и неинтересно. Эти ваши европейские улочки лучше бы посмотреть воочию, доставка посылок в России порой сопровождается куда более любопытными приключениями, ну а с этими русскими мафиози в кино давно пора завязывать, это уже никого даже не веселит. От всего этого «наследия» лучше было бы держаться подальше.