• Фото: ru.wikipedia.org
  • Фото: Андрей Оглезнев (архив)

Куда ушли деньги

Сковородинское пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП) находится в предбанкротном состоянии. Погрязший в долгах муниципальный перевозчик не может расплатиться со своими сотрудниками. Долг по зарплате уже приближается к 1,5 миллионам рублей. Отстаивая свои права, «голодные» водители автобусов регулярно устраивают забастовки. Последняя стачка прошла с 21 по 24 сентября. На эти три дня в транспортной блокаде оказались семь отдаленных сел района.

— Каждому сотруднику предприятие должно не менее 100 тысяч рублей. Люди не получают зарплату по полгода, а то и больше. Перебиваются крохотными авансами по 1—2 тысячи рублей, да выплатами, которые поступают от приставов в счет погашения задолженности по зарплате, — не скрывает проблем, возглавившая организацию в июле текущего года, директор МУП «Сковородинское ПАТП» Ирина Францева. — А ведь у каждого семья, которую кормить надо. Только на уговорах водители согласились снова выйти на маршруты.

Общий долг ПАТП сейчас превышает 5,2 миллиона рублей. Сюда входят задолженность по зарплате, налогам, перед Пенсионным фондом и прочие. На сегодняшний день предприятие обесточено. Обшарпанный гараж, он же контора МУПа, с ветхой кровлей и дыркой в воротах, не отапливается, несмотря на то, что отопительный сезон здесь стартовал с 15 сентября. На топливо для котельной денег тоже нет.

В штате ПАТП 15 человек: 6 водителей, а также механики, слесари и сторож. Ирина Францева — в одном лице руководитель и главный бухгалтер, а также кассир и диспетчер. По ее словам, долги копились с 2012 года. В плачевном состоянии предприятия работники и руководство винят бывших начальников. Разрозненную бухгалтерскую отчетность пришлось собирать по крупицам. В ней-то нынешний директор обнаружила и сверхзарплаты руководителей, и исчезнувшие 600 тысяч рублей, которые должны были пойти на ремонт автобусов. Только правоохранительные органы, по словам Ирины Николаевны, не увидели в этом достаточных оснований для проверки.

Кадры, которых нет

Выйти из такого финансового положения самостоятельно транспортники не в состоянии. Тарифы на проезд для Сковородинского ПАТП не пересматривались с 2012 года. За это время эти цифры уже вышли далеко за грань экономической обоснованности. Администрации Сковородинского района и города Сковородино выплачивают выпадающие доходы предприятия от перевозки льготников (около 1,5—2 миллиона рублей в год), но они не спасают положения, так как уходят в счет погашения долгов. К тому же эти деньги нередко приходится выбивать через суд.

7

сел Сковородинский район оставила без транспортного сообщения трехдневная стачка

Помимо долгов, предприятие испытывает проблемы с автопарком, кадровый голод и ведет неравную борьбу с нелегальными перевозчиками. При средней зарплате водителя 28—30 тысяч рублей предприятие не может найти рулевых. С одной стороны, нет желающих работать на таких условиях, с другой — жесткий отбор: нужны водительские права категории D и стаж. Более того, для ремонта автобусов нет запчастей. Купить их также не на что. На балансе предприятия  стоят 10 автобусов — две «Газели» и восемь пазиков. На ходу всего 4 единицы.

— В среднем выручка нашего рейсового автобуса по маршруту № 3 в городе Сковородино составляет 4 тысячи рублей в день, — продолжает Ирина Николаевна. — Львиная доля заработанного уходит на заправку автобуса — около 3 тысяч рублей. С оставшимися деньгами возникает дилемма: либо купить запчасти, которые остро необходимы, либо выплатить зарплату водителю. А ведь я еще не считаю амортизацию, налоги, взносы в Пенсионный фонд, страховой фонд и прочее. О прибыли говорить не приходится.

В неравной борьбе за пассажира

По муниципальному пассажирскому предприятию бьет конкуренция с нелегальными перевозчиками. Частники порой переходят границы и угрожают муниципальным водителям расправами. Жесткая борьба с «нелегалами» развернулась на маршрутах в Сковородине, а также по направлению на Невер и Албазино. Последние два рейса ощутимо пополняли бюджет муниципального предприятия.

— Многие жители Невера работают в Сковородине. Автобус отсюда ходит полный. Но из-за того, что забастовки водителей происходят регулярно, я утром уже не жду муниципального автобуса, поскольку он может не приехать. Если подъезжает частник, еду на нем, — рассказывает редактор сковородинской районной газеты «Амурская звезда» Юлия Шкляева. — Люди часто обращаются к нам с вопросом, как быть в такой ситуации старикам и школьникам. Мы неоднократно поднимали этот вопрос на страницах газеты.  

Каждому сотруднику предприятие должно не менее 100 тысяч рублей. Люди не получают зарплату по полгода

Транспортники понимают и жителей района, жалующихся на невыходы автобусов.

— Людей понять можно, им ведь добираться надо и до дома, и до работы. Мы стараемся делать все возможное, чтобы пустить автобус в рейс. Но они так часто ломаются, что нельзя заранее предугадать, выйдет он на маршрут или нет. А ведь у нас открыто 9 маршрутов, которые мы все должны выполнять. Это два маршрута по Сковородино и по одному в Лесной, Албазино, Невер, Урушу, Ерофей Павлович, Талдан, Уркан. Но сейчас выполняются всего три: Сковородино, Невер, Уруша, — сетует Ирина Францева.  

Районные власти: «Сидя в забастовке, денег не заработаешь»

В районной администрации, которая является учредителем МУП «Сковородинское ПАТП», считают, что в финансово-экономической деятельности предприятия изначально был допущены просчеты. Потребуется 2—3 года, чтобы предприятие вышло из сложившейся ситуации, отметил замглавы Сковородинского района Александр Ситников. По его словам, даже если ПАТП докатится до процедуры банкротства, власти будут продолжать возить пассажиров льготной и социально-незащищенной категории.

— Людей удалось убедить в том, что, сидя в забастовке, денег не заработаешь. Они вышли на маршруты, но долги погасить в ближайшее время не получится, — говорит Александр Ситников. — Предприятие такие деньги не зарабатывает. Мы просчитали несколько вариантов решения вопроса и обсудили их на межведомственной коллегии с участием правоохранителей и представителей министерства транспорта области. На ней обсуждалась также борьба с нелегальными перевозчиками. К 30 сентября региональный минтранс должен утвердить один из трех сценариев, по которому мы будем работать.

Конкретизировать планы замглавы не стал, отметив, что району придется самому решать вопрос. Выделять деньги из областного бюджета на решение таких вопросов минтранс не намерен. «Будем исходить из тех ресурсов, которые есть в районе, это будут либо денежные средства либо помощь с транспортными средствами», — отметил Александр Павлович.

Возрастная категория материалов: 18+