37 

лет — средний возраст учителей в школе Усть-Ивановки.

В этой небольшой уютной двухэтажной школе в две смены учатся 256 ребят из Усть-Ивановки, Владимировки и Черемхова. Последнее находится в Ивановском районе, и там есть своя школа, но родители записали детей в усть-ивановскую — говорят, здесь лучше. Даже дети из Владимировки, которых после наводнения в 2013 году перевели учиться в Благовещенск, через пару недель вернулись в родные стены, и каждый день на такси и автобусах добирались до Усть-Ивановки.

Первая смена заканчивается, и из кабинетов высыпают младшеклассники, похожие на маленьких парашютистов с пузатыми цветными ранцами. В коридорах здания царит шум и грохот, какие встретишь не на каждом металлургическом комбинате.

Многие критикуют современное поколение. Но оно не хуже предыдущего, просто дети другие — да, они увлекаются гаджетами. Когда вошли в моду планшеты, они забросили настольный теннис. 

— В первые годы работы в школе я после уроков приходил домой и засыпал часа на два — от этого гама очень устаешь. Даже родители, придя на переменке, ужасаются – «как вы это переносите?!» — смеется командир этой небольшой, но неугомонной республики, директор Владимир Печенкин.

Владимиру Вячеславовичу сейчас всего 35, и он единственный на весь Благовещенский район директор-мужчина. Он пришел в усть-ивановскую школу в 2004 году, спустя два года после окончания БГПУ,— молодого перспективного учителя переманили из соседнего Волкова. По специальности он – «англичанин», но за время работы открыл здесь театральный кружок, студию КВН, и даже выступал на школьных концертах, играя на барабанах в сельском ВИА. На его глазах строилось новое здание школы, в которое ребята и учителя 11 лет назад переехали из старого барака, где раньше размещался храм науки.

Директором он стал, когда ему было слегка за 30. Вспоминает, как сначала наотрез отказался от неожиданного предложения тогдашнего директора Людмилы Лимайкиной возглавить школу.

— Я примерно понимал, что меня ждет — большая ответственность, бессонные ночи, отсутствие отпусков и выходных, потому что в любой момент могут вызвать в школу. Признаюсь, было страшно. Но в итоге согласился – наверное, не последнюю роль сыграли и зарплата, и карьерный рост, — объясняет он. — Все произошло так молниеносно. Я сразу из учителя стал директором. Первое время совмещал с директорством всю нагрузку по ведению английского — это шесть уроков всю неделю и еще два в субботу. Вот это было по-настоящему сложно. Потом мы нашли педагога, и теперь у меня только девять часов занятий. А Людмила Анатольевна и сейчас продолжает работать, выполняя часть функций заместителя директора.

Надежное плечо физрука

Незаменимый помощник в директорской работе — жена Елена, с которой они встретились в школьных коридорах. Она уже восемь лет преподает здешним ребятам физкультуру. «Помогает, конечно, весь коллектив, но она для меня как палочка-выручалочка. У меня уволился завхоз — попросил помочь жену. В начале лета стало некому ухаживать за клумбами — я опять к ней, она у меня любительница-огородница», — улыбается Владимир Вячеславович. Супруги признаются, что хоть и понимают друг друга с полуслова, порой спорят на профессиональной почве, но всегда конструктивно. Их дочери почти три года, а сыну уже пять с половиной лет, и скоро он переступит порог этой школы. Когда именно — через год или через два, в семье пока нет единого мнения. «Можно было бы через год, но сейчас такие серьезные программы, что мне страшно, — признается Елена. — Через месяц они уже читают и пишут вовсю».

— Современная учебная программа рассчитана на то, что ребенок уже знает буквы и цифры и немного умеет писать. Но учителя по своему опыту говорят, что им проще работать с детьми, которые как чистый лист. Например, проще научить правильно держать ручку, чем переучивать потом, — объясняет директор. — Детям, которые уже подготовлены, дают более сложные задания, чтобы они не заскучали. Но к концу первого класса все выравниваются. Бывает, что ребята, пришедшие без начальных знаний, проявляют больший интерес к учебе.

В школе супруги встречаются редко. «Я в его кабинет захожу даже реже, чем другие учителя», — улыбается Елена. Зато выходные стараются проводить вместе в семье.

— Учитель — это такая профессия, когда ты днем и ночью в школе. Нельзя выйти из школьных стен и забыть о работе. Вечером ты думаешь, как спланировать день, как построить завтрашние уроки, провести мероприятия, — объясняет она. — Но на детей, на совместные прогулки у нас времени всегда хватает.

Зарплаты высокие, как нагрузки

Ежевечерняя проверка тетрадок и составление рабочих планов — это только дела учительские, помимо которых у директора забот невпроворот. В школе он отвечает за все, что видит: не перегорели ли лампочки, не течет ли из кранов, не заболел ли повар и приехал ли за детьми шофер — за все это есть ответственные, но в конечном итоге это головная боль руководителя.

Главная задача — найти ресурсы и средства, чтобы дети смогли учиться, а педагоги — учить. В штатном расписании школы нет психолога, соцработника и библиотекаря — эти функции за доплату взяли на себя учителя, которых здесь трудится в общей сложности 20. Сейчас зарплата педагогов близка к среднеобластной — около 30 тысяч рублей. С учетом того, что на каждого учителя приходится довольно большая нагрузка — в среднем полторы ставки.

2 учителя-мужчины кроме Владимира Печенкина работают в школе. Это педагоги по труду и физкультуре.

— Главная сложность директорства — очень много зон ответственности. Дети, родители, коллеги и отдел образования — со всеми нужно выстроить отношения. Я отвечаю за пожарную безопасность, за то, чтобы в столовой никто не отравился. Даже за бензин для школьного автобуса и краску для стен — за каждую мелочь, — разводит руками Владимир Печенкин.

У директоров, как и у учителей, два летних месяца отпуска, но за это лето дома Владимир Вячеславович провел лишь два-три дня — в остальное время хотя бы на полчаса заезжал в школу по делам.

С подачи Владимира Вячеславовича в школе каждую осень проходит фестиваль спектаклей и команд КВН. Но ему самому после смены учительского кресла на директорское пришлось оставить пост театрального режиссера и перестать балагурить.

Что такое патриотизм

Каждое утро он в школе с 8.00, за час до того, как ребята сядут за парты. В директорском графике все подвижно, кроме учебных занятий. В день, когда мы нагрянули, в его расписании стояло пять уроков — два английских и три обществознания.

Как признается Владимир Печенкин, в классе он не так строг, как дома. «Это мой минус. С детьми нужно быть строгим, требовательным — это развивает в них дисциплину. А я всегда войду в положение, если мне говорят «не успел сделать задание» или «забыл», или, как обычно, «свет дома выключили». Я помню, как сам таким был!» — смеется директор.

Мы попросились на урок обществознания в 7-й «А». Его тема — «Патриотизм».

— «Дети, как вы думаете, современная молодежь смогла бы повторить подвиг молодежи, совершенный в Великую Отечественную войну?» — задает вопрос учитель.

— «Неет!»

— «А почему?»

— «Не любят свою родину!» — уверенно отвечают семиклашки.

На вопрос, считают ли они себя патриотами, эти мальчишки в жилетках и девчонки с растрепанными косичками хором отвечают «да!». Но на жертвы ради Родины готовы не все. «Жить охота!» — отвечает за всех сомневающихся один из семиклассников.

Современные дети — интересные, с ними нелегко, но именно им, может быть, больше, чем всем предыдущим поколениям, нужна опора под ногами, ориентиры, как правильно поступать и жить. «Самое трудное — переубедить их. Донести, что такое любить Родину и как это нужно делать», — устало улыбается в конце пятого и последнего урока Владимир Печенкин.

 Выпускники разлетаются по всей стране

В последние годы благодаря техническому прогрессу в школу пришли перемены. Теперь за 40 минут занятия учитель берет мел в руки дважды — чтобы написать на доске число и домашнее задание. Зато почти ни один урок не обходится без презентации — все кабинеты здесь оборудованы либо проекторами, либо телевизорами, с помощью которых детям наглядно показывают материал. «Это очень удобно — не нужно тратить время на писанину на доске. И визуально информация воспринимается гораздо лучше», — комментирует Владимир Вячеславович.

Еще одно новшество — электронные учебники, которые постепенно появляются в школах. В усть-ивановской школе закупили несколько комплектов электронной версии учебного материала, но пока не у всех детей есть мощные планшеты, на которые можно их закачать.

— Многие критикуют современное поколение. Но оно не хуже предыдущего, просто дети другие — да, они увлекаются гаджетами. Когда вошли в моду планшеты, они забросили настольный теннис. Но сельские дети меньше подвержены этим искушениям. Живое общение берет свое — и побегать на переменке, подергать девчонок за косички и погонять в футбол — это святое, — говорит Владимир Печенкин.

По его словам, в нынешнем поколении чувствуется большая осмысленность и тяга к учебе.

— Благодаря ЕГЭ к ним раньше приходит понимание, что, если хорошо учиться, можно поступить в престижный вуз и получить достойную профессию. Раньше наши выпускники не уезжали дальше Благовещенска. А теперь поступают в Хабаровск, Владивосток, Новосибирск и даже в Воронеж, — аргументирует директор. — В выпускных классах у нас 10—15 человек, и 95 процентов из них — поступают в вузы. В следующем году мы ожидаем трех медалистов.

Огород сельскую школу кормит

В каждой сельской школе рядом с футбольным полем — картофельное. Свои 6 соток есть и у усть-ивановской школы. Здесь весной и осенью дети выращивают свеклу, морковь, капусту и картошку для своей столовой. Благодаря этому обед здесь стоит 25 рублей.

Не отменяли в сельской школе и дежурства, как это сделали во многих городских. После принятия закона о том, что детей нельзя заставлять мыть полы, директор провел родительское собрание, на котором большинством голосов решили — дежурствам быть.

— Мы сами в школе белили стены и красили полы, клеили окна. Не вижу в этом ничего страшного. Дети у нас работают с разрешения родителей. Сельские дети с трудом и с техникой на «ты». Например, я сам состоял в мотоклубе и мотоцикл мог перебрать руками, — вспоминает Владимир Вячеславович.

По новым нормам образования ученики должны посещать разнообразные кружки. По этому показателю сельская школа, возможно, и уступает городской, но в Усть-Ивановке дети имеют возможность посещать театральный, математический, языковой, спортивный кружки, дополнительные занятия по информатике, технологии и даже заниматься у логопеда.

Желающих работать в образовании в последние годы становится все больше. «Летом мне звонили несколько человек по поводу вакансий. Трое из них — выпускники БГПУ этого года. Очень много учителей приезжает с севера области», — признается директор.

Возрастная категория материалов: 18+